logo
История искусства и культуры II часть

§10. Театр и режиссёр

Коренные преобразования театра в XIX веке в определенном смысле обусловила научно-техническая революция и, в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». От новых открывающихся перспектив захватывало дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут быть растиражированы, они становятся доступными каждому. Более того, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, их качество остается неизменным. В этом возвышенном отношении к новому искусству как-то забылась главная особенность театра - активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, именно конец XIX - начало XX века характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности.

Роль театра в общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии, К.С.Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. «Мы стремимся, — говорил он, — создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр». 14 октября 1898 г. на сцене театра «Эрмитаж» состоялось первое представление пьесы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Подлинное рождение Художественного театра состоялось в декабре 1898 г. при осуществлении постановки чеховской «Чайки», которая с тех пор является эмблемой театра. В самые первые годы его существования драматургия А.П.Чехова и А.М.Горького составила основу репертуара театра.

В 1902 г. на средства крупнейшего росссийского мецената С. Т. Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф. О. Шехтель). Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей, оказавших большое влияние на все театральное дело в России. Смелая, революционная программа Художественного театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни. Театральных новаций не приняли представители символизма. В. Я. Брюсов в статье «Ненужная правда» (1902г., журнал «Мир искусства») доказывал бессмысленность стремлений передать на сцене «правду жизни».

Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В. Э. Мейерхольда в области сценического искусства.

Профессия режиссер появилась в этот период как новая театральная профессия, ставшая затем в театре основной. С началом XX века наступила новая эпоха — театра режиссерского. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля, необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д. Новая концепция театра оказалась не просто жизнеспособной, но чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Новая концепция режиссерского театра оказала принципиальное влияние и на кинематограф: очень скоро фигура режиссера кино из простого организатора съемочного процесса превратилась в главного автора фильма. Театр сам тоже переживал период обновления, притока свежих сил. Наряду с традиционными императорскими театрами, городскими театрами в губернских центрах возникали десятки новых театральных коллективов, которые ставили перед собой как коммерческие, так и чисто творческие, художественные цели. По всей стране нашлось немало меценатов, дававших деньги для первых шагов новых театральных коллективов. В 1897 году был создан Московский Художественный театр двумя выдающимися режиссёрами – К.Д. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938). Режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Сценическую деятельность начал в 1877 году. В 1897 году произошла историческая встреча К.Д. Станиславского с В.И. Немировичем-Данченко, которая привела к созданию Московского Художественного театра. С этого момента начинается новая эпоха в истории русского театрального искусства. Станиславский разрабатывает теорию и методологию сценического творчества, получившую наименование «система Станиславского». Необходимо отметить режиссёрскую деятельность В.Э. Мейерхольда, которая началась с поиска новых путей в искусстве. Режиссер и актер. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940). Его художественная программа была связана с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актерского действия живописно-декоративному началу. Во всех своих исканиях он оставался режиссером-поэтом. Творческие поиски выдающегося режиссера оказали огромное влияние на развитие отечественного и зарубежного театра.