logo
История искусства и культуры II часть

§7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. В искусстве 1960 годов под влиянием новых веяний оттепели появляется интерес к изображению неофициальной, подлинной жизни народа. Новое направление получило наименование «сурового стиля». Характерными чертами этого направления были – упрощенность силуэта, экспрессивность, а основными темами – суровая окопная правда войны, напряженный труд. Облик участников войны передается в военных циклах Евсея Моисеенко «Матери, сестры», «Прощание» и Гелия Коржева «Опаленные огнем войны». Героизация народных характеров, укрупненные размеры картин, получившие название «станковая монументальность», отличают творчество Андрея Васнецова, Виктора Иванова, Таира Салахова. В 1957 году в манеже открылся Центральный выставочный зал, в котором преобладала живопись. В 1962 году Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный). В этот период происходит растабуирование имен Петрова-Водкина. Лентулова, Кончаловского, Кузнецова, Татлина, Родченко, Малевича. На стиль художественного творчества этого периода ощущается воздействие таких мастеров, как Роберт Фальк, Анатолий Каплан, Варвара Бубнова.

Художники Лев Кропивницкий и Олег Целков являются представителями отечественного экспрессионизма. В творчестве Ильи Кабакова, представителя отечественного концептуализма, сильно ироническое начало. Раскрыты реалии советской жизни. В композицию картины художник включает диалоги («Вопросы и Ответы», 1962 год). К предмету, изображенному на холсте, они могут не иметь никакого отношения.

Среди мастеров, дистанциирующих себя от власти, были такие самобытные художники, как Анатолий Зверев и Владимир Яковлев.

В годы «оттепели» происходит становление так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 год), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 год), Г. М. Коржева (триптих «Коммунисты» 1960 год) реальность предстает без лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны.