logo
История искусства и культуры II часть

§8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны

Подобно графикам и живописцам скульпторы в годы войны приняли активное участие во всенародной борьбе с врагом. Несмотря на то, что скульптура требует наличия специальных условий для создания законченных произведений скульптуры, в трудных условиях военного времени создавали выдающиеся произведения. Многие скульпторы выезжали на фронт: Л. Е. Кербель, Е. В. Вучетич, И. Г. Першудчев и другие подолгу работали в боевой обстановке, выполняя не только зарисовки, но и скульптурные портреты с натуры. Почти для всех скульпторов период Отечественной войны был периодом большой творческой активности. Война выдвинула перед скульптурой, как и перед всем искусством, новые ответственные задачи. Нужно было увековечить образы славных защитников Отечества, героев фронта и тыла, героев партизанского движения.

Ведущим жанром скульптуры в годы войны был портрет. Однако необходимость отразить всенародный патриотический подъем, массовые военные сцены и труд в тылу обусловили развитие тематической жанровой и монументальной скульптуры. Постановление правительства об установке бюстов дважды Героев Советского Союза на их родине направило многих скульпторов на решение этой новой задачи. Уже в годы войны в скульптуре развивается новая форма - портрета – бюста, предназначенного для постановки на родине героя. Наиболее удачным портретом Е. В. Вучетича явился бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского. К 1945 году относится бюст дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева, созданный скульптором Н. В. Томским. Скульптор В. И. Мухина создала портреты И. Я. Хижняка (1942 г.), Б. А. Юсупова (1942 г.).

Трудно переоценить вклад художников в приближение победы над врагом. Их военное творчество на века запечатлело боевые сражения, лица героев, ужасы войны и радость победы советского народа над фашизмом.