§10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
Подъём театрального искусства народов СССР в 1960-1970-х годах связан с важнейшими событиями в истории Советского государства - 50-летием Октябрьской революции 1917 года и 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, К 50-летию образования СССР были поставлены: историко-революционная трилогия «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П.Свободина и «Большевики» Шатрова (1967год) - Московский Театр «Современник», «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1967год) - Малый театр, «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967год) - Театр имени Моссовета, «Интервенция» Славина (1967год ) - Московский театр Сатиры, «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971год) в Белорусском теате имени Купалы, также и в Московском драматическом Театре на Малой Бронной),
Основополагающим принципом советского театра, как и всего советского искусства, является ленинский принцип партийности. Театр — помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистических идей. Лучшие театральные произведения глубоко народны, в них народ рассматривается как движущая сила истории, раскрывается духовное богатство советского человека, его преданность Родине. Эти принципы нашли своё отражение в спектаклях: «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971 год в Московском драматическом театре на Малой Бронной и в Ленинградском театре имени Ленсовета), «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (1971 год) -Московский театр драмы и комедии на Таганке, «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1972год) - молдавский Театр имени Пушкина, «Сталевары» Г. К. Бокарёва (1972 год) - МХАТ, «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1975 год) - МХАТ, «Протокол одного заседания» в Ленинградском Большом драматическом театре, «Погода на завтра» Шатрова (1975год) - Московский театр «Современник».
В этот период были осуществлены значительные постановки произведений классической драматургии: «Царь Эдип» Софокла (1969 год узбекский Театр имени Хамзы), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1969 год Московский театр Сатиры), «Юлий Цезарь» (1973 год грузинский Театр им. Руставели).
В эти годы на сцене советских театров широко ставятся и идут пьесы Б. Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1960го) Театр им. Маяковского, «Карьера Артуро Уи» (1963год) Ленинградский Большой драматический театр, «Добрый человек из Сезуана» (1964год) Московский театр драмы и комедии на Таганке, «Кавказский меловой круг» (1975год) грузинский Театр им. Руставели.
Следует отметить, что в развитие театрального искусства большой вклад внесли режиссеры: Г. А. Товстоногов, В.Е. Воробьёв (Ленинградский Театр Музыкальной комедии), И.П. Владимиров, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, А. А. Гончаров, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос (РСФСР). К. Ирд, Э. Кайду, В. Пансо (Эстония), А. Яунушан, А. Лининьш (Латвия). Г. Ванцявичюс, Ю. Мильтинис (Литва). Т. Кязимов, М. Мамедов (Азербайджан). В. Аджемян, Р. Капланян (Армения). Р. Стуруа, Н. Чхеидзе (Грузия). Б. Хучаев (Северная Осетия). С. В. Данченко, С. Смеян (Украина). В. Н. Раевский, Б. И. Луценко (Белоруссия). А. Мамбетов (Казахстан);
Большой любовью и популярностью пользовались у публики актеры: Ю. К. Борисова, И. О. Горбачев, Н. О. Гриценко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Л. К. Дуров, Е. А. Евстигнеев, К. Ю. Лавров, Е. А. Лебедев, В. В. Меркурьев, И. М. Смоктуновский, О. П. Табаков, Ю. В. Толубеев, М. А. Ульянов, Б. А. Фрейндлих, А. Б. Фрейндлих, С. Ю. Юрский, Ю. В. Яковлев, О. М. Яковлева, А. Д. Папанов, М.С. Боярский, А.А. Миронов (РСФСР). Х. Абрамян, Б. Нерсесян (Армения). Р. Чхиквадзе (Грузия). В. М. Дальский, П. В. Куманченко, Е. П. Пономаренко, Б. В. Романицкий (УССР). М. Вахидов (Таджикистан). В. Артмане, Х. Лиепинь, Л. Фреймане, Э. Радзинь, Э. Бурфан, Г. Яковлев, Ю. Думпис (Латвия). Д. Банионис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас (Литва). Ф. Шарипова, А. Ашимов (Казахстан). Г. С. Овсянников, Г. К. Макарова (Белоруссия).
Характерной чертой советского театрального искусства было взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Единство идейного содержания произведений сочетается с многообразием и богатством национальных форм. Мировое признание получила система Станиславского, являющаяся основой метода работы актёров над ролью, создания спектакля. Советский театр этого периода оказывает большое влияние на театральные культуры всего мира. Многие театры СССР с успехом выступают за рубежом, участвуют в фестивалях пьес драматургов стран социалистического содружества, имеют плодотворные творческие связи с театрами этих стран, а также практикуют обмен с ними режиссёрами-постановщиками. Лучшие зарубежные театральные коллективы гастролируют в Советском Союзе. Укреплению международных контактов в области театра способствует участие СССР в деятельности Международного института театра (МИТ). В него с 1959 входит Советский национальный центр МИТ.
Кадры актёров и режиссёров взращиваются в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского, театральном училище им. М. С. Щепкина и Б. В. Щукина, в Школе-студии им. Немировича-Данченко — в Москве. В Ленинграде - Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Каждая советская республика имеет свой институт театрального искусства (Тбилисский, Ереванский, Ташкентский, Бакинский, Киевский, Минский и др.), также институты культуры и училища. Деятели театра объединены в театральные общества (ВТО).
В 1975 году в СССР работало 570 театров, в том числе 344 драматических, 155 детских и юного зрителя. Спектакли звучали более чем на 40 языках народов СССР.
Необходимо отметить удивительный театр в Москве, в районе Измайлово, - «Театр мимики и жеста», преобразованный из студии, первый в мире стационарный театр для глухонемых (открыт в 1963 году). Сценические средства выразительности в этом театре были основаны на пластике, элементах пантомимы, музыки, танца. Жест, доведённый до совершенства, делает спектакль доступным глухонемому зрителю. При этом действие сопровождается речью диктора, который синхронно озвучивает спектакль.
В Советском Союзе открывались детские театры, ТЮЗы (театры юного зрителя), 21 ноября 1965 года торжественно открылся Московский государственный академический детский музыкальный театр под руководством Наталии Ильиничны Сац.
Следует отметить, что в «эпоху застоя» происходят фундаментальные изменения в сознании общества, которые первоначально произошли еще в 1950–1960-е годы и тогда еще начали расшатывать советскую идеологию.
Театральные режиссеры Ефремов и Эфрос, Товстоногов и Любимов, Фоменко и Захаров бросали вызов преступной официальной морали, нормативности, стертости мышления и поведения, господству страха и лжи. Противостояние, преодоление - вот нравственный пафос лидеров нового поколения. Во весь голос театр заговорил о человеческом достоинстве, о пошлости унифицированной толпы и утверждал веру в индивидуальность личности, которая способна совершать самостоятельный выбор.
Эта проблема была раскрыта в многочисленных театральных работах: «Идиот», «Мещане», «Горе от ума» - Товстоногова; «Вечно живые», «Голый король», «Назначение» - Ефремова; в «Бедном Марате» и «Чайке» Эфроса; «Двое на качелях» и «На дне» - Галина Волчек; в «Добром человеке из Сезуана» и «Гамлете» - Любимова; «Смерть Иоанна Грозного» - Хейфеца; «Доходное место» - Захарова; «Смерть Тарелкина» - Фоменко.
В культуру театра стремительно вошло поколение шестидесятников. По распоряжению министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открылся знаменитый московский театр на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова - театр, который сразу выявил оппозиционный настрой к театральному соцреализму и отход к театру поэтическому, символическому, площадному. Театр на Таганке, сразу став самым популярным театром не только Москвы, а и всей страны на долгие годы, официально был определен как театр самой низкой категории — ниже шли самодеятельные коллективы.
Самые талантливые актёры и режиссёры провинции назначались в Москву, а провинциальные сцены «оголялись». Театры в русских провинциальных городах строились и существовали, однако их уровень был несопоставим со столичными театрами Москвы и Ленинграда.
Советское партийное руководство (Министерство Культуры СССР, «Главлит») по идеологическим соображениям не допускало на советскую сцену многие драматические произведения, а многим пришлось эмигрировать. Так случилось с Юрием Любимовым.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России