logo
История искусства и культуры II часть

§6. Скульптура второй половины XVIII века

Русская культура XVIII века развивается как культура светская. Скульптура более глубоко отображает внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. Новое явление в русском изобразительном искусстве этого периода - это скульптурный портрет. В этот период в России происходит небывалое развитие скульптурного творчества. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашённый на русскую службу французский скульптор Жилле Николя-Франсуа (1709-1791гг.), который долгое время возглавлял скульптурный класс Академии художеств. Школа Н. Жилле заложила основы классического ваяния в России. Эту школу прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века. Петербургскую Академию художеств окончили Ф. Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев,

В Россию был приглашён Фальконе Этьен Морис (1716-1791гг.) художник и теоретик искусства, выдающийся мастер скульптуры века Просвещения. Родился в Париже в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734-1744 годах обучался в мастерской скульптора Ж.Б. Лемуана. Первая значительная работа Фальконе – это фигура Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 году – в Эрмитаже, мрамор 1754 году – в парижском Лувре). Э.Фальконе создаёт в мраморном варианте скульптуры: Аллегория музыки (1752г.), Амур (1757г.), Купальщица (1757г.), Пигмалион (1763г.), надгробная статуя Нежная грусть (1763г.). Работы находятся в Лувре либо в вариантах в Эрмитаже. В те же годы Э.Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица). К таким работам относятся и группы на сюжеты сказок Ж. Лафонтена. В 1757-1766 годах руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Э.Фальконе работал в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (1765г.) – сегодня в сохранности лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше.

Затем Э.Фальконе подписал контракт с князем А.Д. Голицыным, который действовал от имени Екатерины II. Скульптор прибыл в Петербург в 1766 году вместе со своей ученицей и невесткой Марией Анной Колло (1748-1821гг.). Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I, царю-реформатору на Сенатской площади. Грозная голова императора была смоделирована М.А. Колло. Утомлённый конфликтами с президентом Академии художеств И.И. Бецким, Этьен Морис Фальконе, не дождавшись открытия памятника, уехал в 1778 году в Амстердам, а затем на родину.

В 1782 году в Петербурге торжественно был открыт памятник Петру 1 - знаменитый «Медный всадник» скульптора Э. М. Фальконе.

Шубин Федот Иванович (1740-1805гг.) - выдающийся русский скульптор был ярким представителем в области скульптурного портрета. Ф.И.Шубин родился в одной из деревень Двинского уезда Куростровской волости Архангельской губернии. Его отец – И.А. Шубной, черносошный (государственный) крестьянин, по преданию, обучал грамоте М.В. Ломоносова. Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются ещё до начала XVIII века, но, возможно, уходят своими корнями намного глубже. Ф.И.Шубин начинает жить в Петербурге с 1759 года. В 1761-1767 годах учится в Академии художеств. Затем, он, как пенсионер Академии художеств живёт в Париже (1767-1770гг.) и Риме (1770-1772гг.), где изучает античную скульптуру и скульптуру эпохи Возрождения. В 1773 году вернулся в Петербург. В 1774 году за скульптурное исполнение бюста Екатерины II получает звание академика.

Ф.И. Шубин создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А.М. Голицина, З.П. Чернышева, М.Р. Паниной, И.Г. Орлова. К концу XVIII века в творчестве скульптора выявились новые формы в виде сентименталистских, затем романтических настроений. Характерны в этом отношении работы: бюст П.В. Завадского и бюст А.А. Безбородко (1798г.). В поздних работах художника усиливается конкретизация портретного образа, стиль ваяния обретает черты строгости и простоты. Этими признаками обладают работы Федота Шубина: бюст Г.А. Потёмкина (1791г.), Е.М. Чулкова (1792г.), М.В. Ломоносова (1793г.), Павла I и др. Одна из последних работ Шубина – статуя Пандоры (1802г.), находится с правой стороны восточной водопадной лестницы Большого каскада в Петергофе. Статуя привлекает особенным изяществом и одухотворённостью. «Всеодарённая» - так называли эту женщину древние греки. Пандору сотворил бог-кузнец Гефест по повелению Зевса, чтобы наказать людей за обладание огнём, который был похищен для них Прометеем у богов. Гефест вылепил Пандору из земли и воды, а Афродита одарила её неземной красотой, Гермес – коварством и хитростью, Афина – прекрасными одеждами. Зевс отдал её замуж за брата Прометея и в качестве свадебного дара дал им сосуд, в котором были заключены все беды людские. Искушённая любопытством, Пандора открыла сосуд и выпустила на волю все бедствия, прихлопнув только одну надежду, которая осталась в сосуде. Прекрасный мастер психологического скульптурного портрета, Ф.И. Шубин сумел создать пленительный образ красивой молодой женщины, словно очарованной развернувшейся перед её взором праздничной картиной. На этом празднике жизни «шубинская» Пандора не решается открыть сосуд несчастий и бед. Удары судьбы преследовали Ф.И. Шубина. В одной из последних работ - бюсте Александра I (1801г.) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр I все же выказал милость и пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Ф.И. Шубину и Академия художеств, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Ф.И. Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 (24) мая 1805 года в Петербурге Федот Иванович Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Пенсии его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения ее покойного мужа».

Федота Ивановича Шубина тихо похоронили на Смоленском православном кладбище. В октябре 1931 года останки Ф.И. Шубина были перенесены в мемориальный Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище) Александро-Невской лавры. Туда же перенесли и скромный надгробный памятник - мраморный жертвенник с барельефным портретом (скульптор И.П. Прокофьев) и знаменитой эпитафией:

Сын мразные страны, где гении восстали,

Где ЛОМОНОСОВЫ из мрака воссияли,

Из россов первый здесь в плоть камень претворял

И видом дышущих скал чувства восхищал ...

Но сей наш ПРОМЕТЕЙ, сей наш ПИГМАЛИОН,

Бездушных диких скал резцом животворитель,

Природы сын и Друг, искусствам же зиждитель,

В ком победителя она страшилась зреть,

А с смертию его страшилась умереть,

Сам спит под камнем сим и к вечной славе зреет,

Доколь наставница-природа не истлеет.

Творчество Ф.И. Шубина является одной из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров – М.И.Козловским, И.П.Мартосом и скульпторами XIX века.

Гордеев Фёдор Гордеевич (1744-1810гг.) относится к старшему поколению скульпторов второй половины XVIII столетия. Ф.Г. Гордеев свой творческий и жизненный путь тесно связал с Академией, где долго играл руководящую роль. Его творчество знаменует начальные шаги развития классицизма. Напряжённая динамичность и драматизм присущи ранней композиции Ф. Гордеева «Прометей» (бронза 1769). О воплощении нового художественного идеала от восприятия античного искусства говорит барельефное надгробие Н.М. Голицыной (мрамор 1780). Обращение к наследию античности лишь помогает скульптору в решении творческих задач современности. Более поздние надгробия Ф. Гордеева – это надгробие фельдмаршала А.М. Голицына, героя битвы при Хотине (1788) и надгробие Д.М. Голицына (1799). Затем скульптор создаёт памятник Д.М. Голицыну – основателю больницы, которую строил архитектор М.Ф. Казаков. Черты классицизма прослеживаются в серии барельефов для фасадов и внутренних помещений Останкинского дворца (Москва): «Жертвоприношение Зевсу», «Жертвоприношение Деметре», «Свадебный поезд Амура и Психеи» и другие (1790-е годы). К поздним работам скульптора относятся рельефы (1804-1807) для воронихинского Казанского собора. Это сооружение ознаменовало наступление нового этапа в развитии русского искусства, иное понимание взаимосвязи между архитектурой и монументально-декоративной пластикой. Скульптор в 1780-1790-х годах жил в собственном доме на 3-й линии Васильевского Острова, дом 12.

Фёдор Гордеевич Гордеев был похоронен в 1810 году на Смоленском православном кладбище (могила не сохранилась).

Щедрин Феодосий Фёдорович (1751-1825гг.) талантливый русский скульптор родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Федос Щедрин учился ваянию в Академии художеству Н.- Ф. Жилле, где отличался своими успехами. В 1773-1775 годах стажировался в Риме, а в 1775-1785 годах – в Париже. Возвратившись в Россию, скульптор создаёт статую «Венера» (1792 г.). Ф.Ф. Щедрин не получил академического звания после стажировки за границей. Однако скульптор принят на службу в качестве преподавателя в Академии художеств, затем с 1818 году Ф.Ф.Щедрин становится ректором скульптуры, также мастером монументально-декоративной и станковой пластики. Ф.Ф. Щедрин участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий Биржи и Адмиралтейства. Он создал для петергофского Большого каскада статуи «Персей» (1800), «Нева» (1804) и две группы «Сирен» (1805).

Феодосий Фёдорович Щедрин скончался 19 января 1825 года.

В замечательном ряду русских скульпторов конца XVIII-начала XIX века Иван Петрович Мартос является одной из центральных фигур. Монументальность его произведений в сочетании с глубокой человечностью образов выдвигает Мартоса в число лучших мастеров отечественного искусства.

Козловский Михаил Иванович (1753-1802гг.) – один из величайших русских ваятелей. Родился в Петербурге в семье музыканта. В 1764 году, в одиннадцатилетнем возрасте, сын трубача галерного флота, будущий выдающийся русский скульптор XVIII века М.И. Козловский, стал воспитанником Академии художеств и явился одним из основоположников и наиболее ярких представителей стиля классицизма в русской пластике. Окончив АХ в 1773 году с большой золотой медалью, М.И. Козловский в качестве пенсионера живет в Риме (1774-1779гг.), где изучает античное искусство, а также живопись и пластику эпохи Возрождения. Особенно русского скульптора привлекает творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564гг.). Свою пенсионерскую поездку М.И. Козловский завершил во Франции, где провел один год, и где Марсельская академия искусств, присвоила ему звание академика. В 1780 году русский скульптор вернулся на родину. Главной темой произведений М.И. Козловского в начальный период творчества становится тема гражданской доблести, силы духа и самопожертвования. Герои его рельефов на сюжеты из истории Древнего Рима (для Мраморного дворца в Петербурге) жертвуют собой во имя Отечества и общественного блага: «Прощание Регула с гражданами Рима» (1780г.), «Камилл избавляет Рим от галлов» (1780-1781гг.). Возвышенный и лаконичный строй изображения, четкая композиция, продуманность и ясность каждой линии и формы - все это великолепно сочетается с архитектурой здания, которое построено в стиле раннего классицизма. Но особенно гармоничным стало содружество скульптора с архитектором Джакомо Кваренги при выполнении им гипсовых рельефов для Концертного зала в Екатериненском парке Царского Села. Павильон был возведен выдающимся архитектором Джакомо Кваренги в стиле зрелого классицизма (1783-1788гг.). Общей темой всех рельефов является музыка.

В (1784-1785гг.) М.И. Козловский выполнил из мрамора большую статую императрицы Екатерины II в образе древнеримской богини мудрости Минервы. В своём творении скульптор воплощает представление об идеальном монархе - защитнике Отечества и мудром законодателе.

Сложный аллегорический смысл имеет и другая мраморная статуя, выполненная М.И. Козловским во второй половине 1780-х годов, - «Бдение Александра Македонского». Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов эпохи Просвещения - воспитания твердой воли и стремления к знаниям.

Сохранилось много рисунков М.И. Козловского, которые в большинстве своем носят характер подготовительных набросков для будущих произведений скульптуры. Однако ряд его рисунков можно считать самостоятельными, вполне законченными произведениями графики. Среди них особенно выделяются два рисунка, полных драматизма и эмоционального накала, - «Смерть Ипполита» и «Тезей покидает Ариадну», созданнык в 1792 году.

В 1788-1790 годах М.И. Козловский снова приезжает в Париж, куда едет для приобретения знаний в творчестве ваяния и где получает грандиозный поток впечатлений, вызванный событиями проходившей на его глазах французской революции. Именно в революционном Париже зародилась тема следующего крупного произведения - статуи «Поликрат» (1790г.). Сюжет о смерти самосского тирана Поликрата, взятый из истории Древней Греции, послужил скульптору для аллегорического ответа на события современности.

В 1792 году М.И. Козловский завершил одну из самых своих прекрасных работ - мраморную статую «Спящий Амур», где создал образ идиллический и гармоничный. Аналогичный по настроению образ дан и в небольшой мраморной статуе «Психея» (1800г.), в которой воплощены душевная чистота, мечты о счастливом, ничем не омраченном детстве.

Во второй половине 1790-х годов М.И. Козловского привлекают темы российской истории. Скульптор создаёт статуи: «Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (1797г.); «Геркулес на коне» (1799г.).

В создании памятника выдающемуся русскому полководцу А.В.В. Суворову в Петербурге (1799-1801гг.) скульптором М.И. Козловским наиболее полно было реализовано стремление создать образ высокого душевного благородства и мужества, по своей направленности близкий к народным представлениям о Российском герое и великомполководце.

В самом конце XVIII века лучшие русские ваятели были привлечены к работе над обновлением скульптуры Большого каскада в Петергофе. Следует особо отметиь, что роль М.И.Козловского особенно значительна. Скульптором была создана группа «Самсон, раздирающий пасть льва» занимает центральное место в идейном замысле и композиции этого ансамбля. В петровское время получила распространение в искусстве аллегория, согласно которой библейский Самсон (отождествляющийся со святым Сампсонием, в день празднования памяти которого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой) олицетворял победившую Россию, а лев (герб Швеции) - побежденного Карла XII.

М.И. Козловский использовал эту аллегорию, создавая грандиозное произведение, где в единоборстве могучего титана со зверем раскрывается тема морского могущества России. В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена фашистами. В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов, при участии Н. В. Михайлова, выполнили по образцу новую модель, которая была установлена в Петергофе. С 1794 году М.И. Козловский становится профессором скульптурного класса Академии художеств. Среди его учеников вышли знаменитые в будущем ваятели С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Последними произведениями М.И. Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800г.) и С. А. Строгановой (1802г.) «Некрополь XVIII века», (Санкт-Петербургский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби.

Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта.

Михаил Иванович Козловский умер 18 сентября 1802 года в возрасте сорока девяти лет.

Прокофьев Иван Прокофьевич (1758-1828гг.) великий русский скульптор, сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге. В 1771 году из воспитательного училища при Академии художеств перешёл в скульптурный класс, которым руководил Н.Ф. Жилле. И.П. Прокофьев успешно овладел художественными знаниями и был удостоен различных академических наград. В классе исторической скульптуры его преподавателем был Ф.Г. Гордеев. В 1779-1784 годах И.П. Прокофьев стажировался во Франции. Затем в России скульптор получает звание академика за статую «Морфей» (1785г.). Значительная часть из 400 работ И.П. Прокофьева приходится на государственные заказы: работы для Казанского собора, дворцов в Павловске и Гатчине, Академии художеств, Публичной библиотеки. И.П.Прокофьев был одним из авторов пластического комплекса петергофских фонтанов. Скульптор исполнил для Большого каскада статую «Акид», аллегорическую фигуру «Волхов» и группу «Тритоны». По модели И.П.Прокофьева были отлиты бронзовые львы, установленные в 1801 году на парапете основного водоёма «Главного каскада». И.П. Прокофьев также разработал модель «Триумф Нептуна», в которой автор показывает грозную силу бурной стихии.

Профессорское звание И.П. Прокофьев получил только в 1800 году, а звание старшего профессора – лишь в 1819 году. Замечательный скульптор не умел ладить с академическими верхами.

В 1821 году И.П. Прокофьева постигло большое несчастье. Во время занятий в Академии художеств с ним случился удар, от которого правая рука и нога были наполовину парализованы. Однако скульптор продолжал работать. Следует отметить, что Академия художеств высоко ценила И.П.Прокофьева, особенно как педагога. Мастеру передали осиротевший класс самого М.И. Козловского. И.П. Прокофьев был также руководителем модельерного класса и преподавал рубку в мраморе. В конце 1790-х годов скульптор занимался осмотром и описями бюстов в Петергофе, в 1798-1804 годах - реставрацией скульптуры Гатчины, Петергофа и Павловска. В 1817 году был привлечен в качестве эксперта по оценке качества и сохранности привезенных из-за границы мраморных групп для Конногвардейского манежа.

Иван Прокофьевич Прокофьев умер 10 февраля 1828 года в Санкт-Петербурге.