logo
История искусства и культуры II часть

§1. Искусство и культура второй четверти XVIII века

Нестабильная политическая обстановка в России, сложившаяся после смерти Петра I в 1725 году, способствовала тому, что в области развития культуры сложились определённые трудности, хотя в целом сохранялась прогрессивная тенденция. Русская культура, получив мощный импульс развития в эпоху петровских преобразований, во второй четверти XVIII века сохраняла основные направления, но развитие несколько замедлилось вплоть до воцарения Елизаветы Петровны. В области образования изменения выразились в создании замкнутых сословных учебных заведений в отличие от бессословных, которые были созданы в петровскую эпоху. Навигацкая школа была преобразована в Морскую академию, куда могли поступать лишь дворяне. Аналогичным образом Артиллерийская и Инженерная школы превратились в Артиллерийский и Инженерный корпуса. При Академии наук и художеств для подготовки научных кадров организовались Академический университет и Академическая гимназия. В 1731 году открылся Сухопутный шляхетский корпус, а в 1752 году Морской шляхетский корпус, готовившие дворян к офицерской службе в армии и на флоте. К гражданской службе подготовка велась в Пажеском корпусе. Дети духовенства получали образование в Духовных семинариях и академиях, разночинцев – в профессиональных школах и т.д. Цифровые школы для солдатских детей получили новое название гарнизонных школ. Активно развивалась сеть духовных школ.

В этот период достигают успехов научные исследования, начатые ещё в первой четверти столетия. Большое значение для развития научных исследований имела Российская Академия наук, торжественное открытие которой произошло 27 декабря 1725 года. Первые члены Академии наук приглашались из-за границы, среди них были такие крупные учёные как Даниил Иоганнович Бернулли (1700-1782гг.), Леонард Эйлер (1707-1783гг.), Г.Ф. Миллер (1705-1783гг.) - российский историограф немецкого происхождения, академик Петербургской академии наук (1725г.), профессор (1730г.). Руководитель самой большой в истории человечества экспедиции - I Академической Экспедиции, суммарно в которой участвовало около 3 тысяч человек. В 1745 г. академиком стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гг.). Продолжала развиваться география. К середине века географ И.К. Кириллов по итогам работы русских картографов составляет «Атлас Всероссийской империи» в 1732 году на основе результатов экспедиций, обследовавших различные регионы страны. Наиболее известными стали 1-я и 2-я Камчатские экспедиции под руководством Витуса Ионассена Беринга (1681-1741гг.) и Алексея Ильича Чирикова (1703-1748гг.) с участием Дмитрия Яковлевича Лаптева (1701-1771гг.), Семёна Ивановича Челюскина (1700 – после 1760гг.) и др. В результате проведённых экспедиций был решён вопрос о проливе между Евразией и Америкой. Появилась возможность достигнуть берега Аляски, началось её хозяйственное освоение, исследован Северный морской путь. В сухопутной группе экспедиции историк Герард Фридрих Миллер (1705-1783гг.), ботаник Иоганн Георг Гмелин (1709-1755гг.), этнограф Степан Петрович Крашенинников (1713-1755гг.) изучали Сибирь и Дальний Восток.

Исторические знания развивались усилиями историка, географа, государственного деятеля Василия Никитича Татищева (1686-1750гг.), написавшего «Историю Российскую «(1739г.), опубликовавшего «Русскую правду», «Судебник» (1550 г.) и другие значимые документы. Историческую науку развивали также Герард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлёцер (1735-1809гг.) и др.

Выдающимся представителем общественной мысли был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744гг.), писатель и дипломат, положивший начало русской политической сатире.