logo
История искусства и культуры II часть

§1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «задач социалистического строительства». Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери в области культуры были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 году и 3,8 млрд. руб. в 1946 году), в 1950 году эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей.

К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 году Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).