logo
История искусства и культуры II часть

§6. Скульптура первой половины XIX века

Искусство скульптуры продолжало быть теснейшим образом связано с Академией художеств. Академия являлась не только центром подготовки будущих ваятелей, но и средоточием наиболее видных скульпторов, чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма.

В первой половине XIX века развивается стиль монументальной скульптуры. Этот стиль нашёл выражение в творчестве выдающегося скульптора И.П. Мартоса.

Мартос Иван Петрович (1752-1835гг.) - русский скульптор-монументалист, представитель классицизма. И. П. Мартос родился около 1754 года в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят воспитанником Императорской Академии художеств в первый год её учреждения (1761г.). Однако начал учёбу в 1764 году и окончил курс в 1773 году с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии художеств. В Риме И.П.Мартос усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся И.П. Мартос в Санкт-Петербург (1779г.) и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а уже в 1794 году был назначен старшим профессором, в 1814 году — ректором и, наконец, в 1831 году стал заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Многочисленными работами И.П. Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в зарубежных странах.

После возвращения на родину он работает в основном над мемориальной скульптурой. Его надгробные памятники отличаются оригинальностью замысла и совершенством исполнения. Скульптор создаёт сдержанные и строгие образы, воплощающие человеческую скорбь: надгробия С.С. Волконской, М.П. Собакиной, П.А. Брюс, Е.С. Куракиной, Е.И. Гагариной.

Мартосу довелось творить в содружестве с Ч. Камероном, Т. Томоном и А. Воронихиным. Работа в содружестве с архитекторами помогла скульптору найти монументальный язык для выражения своих идей. В 1884 году Мартос, обратившись к русской истории, приступает к работе над памятником Минину и Пожарскому, который был установлен в 1818 году. В образах Минина и Пожарского был воссоздан идеал гражданина и патриота, защитника Отечества. Хотя внешне Минин и Пожарский похожи на античных героев, в их характеристике Мартос подчеркнул типические черты русских людей. Этот памятник, созданный Мартосом, является подлинным шедевром русского монументального искусства. Из последующих работ скульптора следует отметить одесский памятник Ришелье (1823-1828) и монумент М.В. Ломоносову в Архангельске (1826-1829).

Умер Иван Петрович Мартос в Петербурге 5 (17) апреля 1835 года и захоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

Творчество Ф.Ф. Щедрина совпадало по времени с творчеством другого великого скульптора - Ф. И. Шубина. Между скульпторами шло соперничество полное интриг и художественной конкуренции.

Следует отметить, что творчество замечательного скульптора Ф.Ф.Щедрина имело большое влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры.

Щедрин Феодосий Федорович (1751-1825гг.), известный скульптор, представитель классицизма, профессор, ректор Академии художеств. Ф.Ф. Щедрин родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1764 году он был принят в число казенных воспитанников при Академии художеств. Обучался скульптуре у француза Никола Жилле (1708-1791гг.).

За время обучения получил ряд отличий. В 1769 году получил вторую серебряную медаль. В 1770 году Ф.Ф. Щедрин получает малую золотую медаль за барельеф «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», в 1771 году - первую серебряную медаль за рисунки с натуры. В 1772 году он получает большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславйча, уязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши», выполненную в стиле русского барокко.

В 1773 году, как пенсионер Академии художеств, Ф.Ф. Щедрин был командирован для продолжения обучения за границу. В течение года скульптор пробыл в Италии, сначала во Флоренции, затем в Риме, где им была выполнена статуя «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана». В 1775 году по приказу Академии художеств, для продолжения образования переехал в Париж, где и пробыл более десяти лет. Занятия скульптурой, весьма успешные, проводились под руководством Габриеля Аллегрена. На втором году обучения, в 1776 году, Ф.Ф. Щедрин получил вторую золотую медаль от парижской Академии за статую «Марсия». По просьбе Аллегрена командировка ему было продлена. Вернувшись в Петербург в 1789 году, он занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В 1794 году им было выполнено значительное произведение «Венера, вышедшая из воды», приобретенная в 1797 году Павлом I за 7000 рублей.

В 1794 году Ф.Ф. Щедрин признан профессором, а через год членом совета Академии, в 1803 году стал адъюнкт-профессором. В 1818 году получил звание ректора.

Ф.Ф. Щедриным был выполнен ряд работ общественного назначения: фигуры «Сирены» (1800-1805гг.) и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада. Фигуры для Биржи, Адмиралтейства, которые были созданы совместно со скульптором И.И.Теребенёвым и архитекторами И. К. Коробовым и А. Д. Захаровым. Для Казанского собора был выполнен огромный горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807г.).

Для станковых произведений Ф.Ф. Щедрина характерны классическая ясность образов, изящество и тонкость моделировки: «Спящий Эндимион» бронза (1779г.), «Венера» мрамор (1792г.), обе скульптуры находятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Скульптор создаёт замечательные скульптуры: «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Нарцисс», Ф.Ф.Щедрин выполняет также ряд портретов: бюст Н.И. Панина (барельеф, мрамор, 1794г., Исторический музей, Москва), бюст А.А. Нартова (мрамор, 1811г., Русский музей, Санкт-Петербург).

Скульптор работает также в форме медальерной пластики и выполняет в 1811 году медаль «В честь открытия Полтавского монумента».

Мастер монументально-декоративной пластики Ф.Ф.Щедрин добивался органической взаимосвязи декоративных и образно-содержательных начал, подлинного синтеза искусств, что особенно проявилось в героически-возвышенном, проникнутом гражданственным пафосом скульптурном оформлении Адмиралтейства в Петербурге (фигуры на колоннаде центральной башни, три фигуры на аттике, две группы «Морские нимфы», известняк, 1812-1813гг, и др.). Следует отметить, что творчество замечательного скульптора Ф.Ф.Щедрина оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры.

Из родственников Ф.Ф. Щедрина известны: брат Семен Федорович Щедрин, адъюнкт-ректор Академии художеств; сын Сильвестр Феодосиевич Щедрин, художник; сын Аполлон Феодосиевич Щедрин, архитектор и академик.

Феодосий Федорович Щедрин умер в 1825 году и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1934 году его прах перенесен в Некрополь XVIII века.

Большой вклад в развитие искусства монументально-декоративной и станковой пластики в стиле классицизма внёс скульптор П.П. Соколов.

Соколов Павел Петрович (1764-1835гг.) - русский скульптор, представитель классицизма. Обучался в Академии художеств (1770-1785гг.) у Ф. Г. Гордеева, затем пенсионер во Франции (1786-1889гг.). Звание академика получил в 1813 году. Затем служил «мастером резного художества» при Главном Адмиралтействе. П.П. Соколов является автором монументально-декоративной и станковой пластики в стиле классицизма. Творчеству скульптора принадлежат следующие работы: фигуры грифонов на Банковском мосту, львов на Львином мосту, сфинксов у Египетского моста (материал чугун, 1825-1826гг.), скульптура-фонтан «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке Царского Села (бронза, 1810г.), воспетая А. С. Пушкиным в стихотворении «Царскосельская статуя» (1830г.). П.П. Соколов исполнил бюсты («Актер И. А. Дмитревский», гипс, 1813г.; «Митрополит С. Сестренцевич-Богуш», мрамор, 1823г.; оба находятся в ГРМ).

Павел Петрович Соколов умер в 1835 году и был похоронен на Смоленском православном кладбище, позднее прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.

С.И. Гальберг – выдающийся российский скульптор первой половины XIX века, представитель академизма. В своем творчестве ориентировался на традиции античной скульптуры, за что получил прозвище «русский Винкельман».

Гальберг Самуил (Фридрих) Иванович (1787-1839гг.) - скульптор, график родился в небогатой шведской семье в Эстонии. С.И. Гальберг был младшим братом архитектора И. И. Гальберга. С 1795 учился в скульптурном классе ИАХ у И. П. Мартоса. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в 1803 году - малую серебряную медаль, в 1806 году - большую серебряную медаль, в 1807году - малую золотую медаль за программу «Три иудейских отрока перед Навуходоносором» (барельеф). В 1808 году был удостоен большой золотой медали за программу «Марфа-посадница с юным Мирославом приходит к деду своему Феодосию» (барельеф). В том же году выпущен из Академии художеств с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

Такие успехи давали возможность поездки за границу на казенный счет, но наполеоновские войны надолго задержали поездку. Только летом 1818 года в обществе живописца Сильвестра Щедрина и двух других выпускников академии он выехал в Рим.

В творчестве крупнейших русских скульпторов начала XIX века портрет занимал второстепенное место. Скульптор С.И. Гальберг был мастером, настоящим призванием которого оказался портретный бюст. Известность приходит к скульптору уже в начале пребывания в Риме. В 1819 году С.И.Гальберг исполнил бюст архитектора В. А. Глинки. Мягкой, уверенной лепкой передал он свежесть молодого, обрамленного вьющимися волосами лица (полные щеки, по-детски припухлые губы). Сумел хорошо передать и черты портретируемого, и его характер. Портрет пользуется громкой славой у русских, живущих в Риме. Скульптора засыпают заказами. Он работает много и плодотворно. В своих работах С.И.Гальберг подчеркивает и классически строгую, величавую простоту, и героическое начало. Используя в качестве образцов античные портреты, он строит портретные бюсты по типу гермы - прямая посадка головы, обнаженная грудь, срезанные плечи. По возвращении в Петербург С.И.Гальберг создает цикл портретов известных деятелей русской литературы и изобразительного искусства: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. Н. Оленина, И. П. Мартоса. С большим интересом встречает русское общество портретный бюст А.С. Пушкина(1837г.). Скульптор создал своеобразный, восходящий к античным бюстам тип позднеклассицистического портрета. Следует отметить, что на гипсовые отливки бюста великого поэта была даже организована специальная подписка. В образе И. А. Крылова скульптор сумел передать кажущуюся неподвижность, леность полного пожилого человека и в то же время большой ум, простоту и добродушие. С подкупающей внутренней теплотой воплощен С.И.Гальбергом образ любимого учителя - Ивана Петровича Мартоса. Помимо портретов, С.И.Гальберг обращался также и к большим монументальным работам. В последние годы жизни им были исполнены эскизы и модели памятников Г. Р. Державину для Казани и Н. М. Карамзину для Симбирска. Оба они, в особенности симбирский, принадлежат к числу его лучших работ. В натуре оба памятника были исполнены его учениками. Произведения Гальберга находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Самуил Иванович Гальберг скоропостижно скончался 10 мая в 1839 году в Петербурге.

Синтез скульптуры с архитектурой позволил создать органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач. Широкий размах строительства в начале XIX века приводит к тому, что из среды скульпторов выделяются мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами - это Демут-Малиновский и С.С. Пименов.

Демут-Малиновский Василий Иванович (1779–1846гг.) - скульптор. Учился в Академии Художеств (1785-1800гг.) у М. И. Козловского, затем пенсионер в Риме (1803-1806гг.). С 1808 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1813г.). Затем становится ректором скульптурного отделения с 1836года. Демут-Малиновский В.И. является автором декоративно-монументальных произведений в стиле ампир, органически связанных с архитектурой классических построек А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, К. И. Росси. Это - группа «Похищение Прозерпины Плутоном» для здания Горного института (1809-1811гг.). Статуя святого апостола Андрея Первозванного (1811г.) для Казанского собора, колесница Победы. Аллегория Славы на аттике здания Главного штаба (1827-1829гг.). Статуя Минервы для фасада Императорской Публичной библиотеки (1830-1831гг.). Демут-Малиновский в группе Славы создаёт фигуры воина и коней для Нарвских триумфальных ворот (1827-1832гг.), Затем становится скульптором декоратором Михайловского дворца (1823-1825гг.), а также здания Сената и Синода (1832-1833гг.). Демут-Малиновский В.И. - автор станковых и мемориальных скульптур «Русский Сцевола» (1813г., ГРМ). Надгробия М. И. Козловского (1803г.); надгробия А. Н. Воронихина (1814г.). Оба надгробия находятся в Некрополе XVIII века.

Демут-Малиновский В.И. осуществлял надзор за скульптурой дворцов и парков Санкт-Петербурга. Выдающийся скульптор жил в собственном доме на 6-й линии Васильевского Острова, дом 5.

Василий Иванович Демут-Малиновский скончался 16 июля 1846 года. Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В этот период развивается творчество С.С. Пименова, глубоко эмоциональное по своей природе, проникнуто пафосом утверждения патриотических гражданственных идеалов; для работ скульптора характерны ясность композиции, романтическая патетика ритмов и жестов, органичное единство с архитектурой.

Пименов Степан Степанович (1784 – 1833гг.) - скульптор. Учился в Академии Художеств (1795-1803гг.) у М. И. Козловского и И. П. Прокофьева. Получил звание академика в 1807 году; преподавал в Академии художеств (1809-1830гг.), становится профессором с 1814 года. Заведует скульптурной частью Императорского фарфорового завода (1809-1830гг.). Пименов С.С. был мастером монументально-декоративной и мелкой фарфоровой пластики. Выдающийся мастер стал автором скульптурных произведений, во многом определивших облик ряда классических построек А. Н. Воронихина и К. И. Росси: статуи «Святой князь Владимир» (1807г.) и «Святой князь Александр Невский» (1811г.) для Казанского собора, группа «Геркулес и Антей» (1811г.) перед Горным институтом, аллегорические фигуры для башни Главного Адмиралтейства (1812-1813гг.; не сохранились), колесница Славы на аттике Главного штаба здания (1827-1828гг.), колесница Аполлона на аттике Театра драмы им. А. С. Пушкина (1831-1832гг.), статуи Гомера и Платона для фасада Императорской Публичной библиотеки. С.С. Пименов работал в тесном сотрудничестве с В. И. Демут-Малиновским.

Степан Степанович Пименов умер 3 апреля 1833 года Степан в возрасте сорока девяти лет. Выдающийся скульптор похоронен в Некрополе мастеров искусств.

К великим скульпторам первой половины XIX века относится русский скульптор представитель академизма М.Г. Крылов.

Крылов Михаил Григорьевич (1786-1846гг.) классный художник скульптуры, родился в семье протоколиста смоленской казенной палаты, получил начальное образование дома и был отправлен отцом в Петербург «для употребления во обучение разным языкам и протчему». М.Г.Крылов был очень любознателен, его привлекало искусство и рисование. В 1795 году он поступил в число учеников академического училища. В Академии он делал быстрые успехи в рисовании и уже в 1804 году и в 1805 году получил серебряные медали. В 1807 году он начал исполнять программу для получения золотой медали: «Три благородные отрока иудейские Седрах, Мисах и Авденаго отрекаются поклониться поставленному Навуходоносором кумиру», но исполнил не ее, а лишь задачу конкурса следующего года — «Представить, когда Марфа Посадница в ночное время приходит в пустыню к деду своему Феодосию Борецкому с юным Мирославом». За этот барельеф М.Г.Крылов был удостоен малой золотой медали. Но для того, чтобы ехать докончить свое художественное образование за границу, надо было получить первую золотую медаль. Для получения её М.Г.Крылову было задано исполнить конкурсную работу - это барельеф «Андромаха, оплакивающая Гектора», которую он исполнил успешно и получил в 1809 году первую золотую медаль. В сентябре того же года был выпущен из Академии художеств с аттестатом первой степени и шпагой.

М.Г. Крылову предстояла образовательная заграничная поездка на средства казны; но политические события того времени надолго задержали отъезд художника за границу. На время ожидания своей отправки за границу Крылов определился в мастерскую скульптора адъюнкт-ректора Мартоса - ранее М.Г.Крылов работал под руководством Ф. Шубина. Между тем политические европейские волнения все не утихали, и потому отъезд М.Г. Крылова приходилось все откладывать и откладывать. Наконец, в начале 1817 году ему было объявлено от Академии, чтобы он искал себе службу на стороне, так как Академия дала ему все, что могла дать, и справедливость требует, чтобы он дал место другим воспитанникам. Крылову пришлось жить частной, случайной работой и иногда очень нуждаться. Наконец, 29 июля 1818 года, после долгого перерыва в отправке художников за границу, корабль «Der gute Heinrich» повез в далекий путь пятерых пенсионеров Академии художеств; в числе которых находился и Михаил Крылов. Путь от Штеттина до Рима он совершил вместе со своим товарищем, скульптором С. И. Гальбергом.

Маршрут пенсионеров Академии проходил через Берлин, Дрезден, Прагу, Вену, Лайбах, Триест, Венецию, Болонью и Флоренцию, а затем в Рим. Рим произвел на них всех большое впечатление. В первое время они только и делали, что ходили по вечному городу, осматривали его, восхищались памятниками искусства. Однако в Риме М.Г. Крылов жил в очень стесненном материальном положении, в котором находился до февраля 1819 г., когда в Рим прибыл великий князь Михаил Павлович; он заказал обоим пенсионерам, скульпторам С.И.Гальбергу и М.Г.Крылову, исполнить по статуе - Ахиллеса и Гектора с таким расчетом, чтобы обе фигуры вместе составляли бы одну общую группу. По жребию С.И.Гальбергу достался Ахиллес, а М.Г.Крылову – Гектор. Художники должны были получить за свою работу каждый по 2500 руб. М.Г. Крылов деятельно принялся за работу и уже в ноябре 1820 года доносил Академии, что статую Гектора он надеется окончить к концу года. За все время своего пребывания за границей М.Г.Крылов не переставал много и серьезно работать над художественным самообразованием. Скульптор большую часть своего времени уделял исполнению статуи Гектора, успевал заниматься и иными работами — бюстами, небольшими статуями. Из более крупных работ его этого времени надо отметить изготовление монумента на могилу гр. А. И. Кутайсова, убитого в Бородинском бою. Однако М.Г.Крылова преследовали неудачи при начале его работы над статуей Гектора — она не раз падала и разбивалась, так что Крылов должен был четыре раза начинать работу сызнова. Наконец, Крылов донес Академии Художеств, что статую кончил; отлитая из алебастра она была прислана в Петербург. Выставленная на академической выставке в 1824 году статуя Гектора вызвала много похвал. В «Журнале Изящных Искусств» 1825 года отмечено, что статуя эта делает художнику большую честь и что он принадлежит к числу лучших наших скульпторов. В 1825 году М.Г. Крылов вернулся в Петербург. В столице он получил много заказов от частных лиц и от Императорского Двора. Им исполнено немало бюстов разных лиц: бюст Императора Николая I и богача Собакина. Из других его работ известны барельефы, украшающие здание Михайловского дворца. Лучшее, что вышло из-под его резца - это статуя, изображающая «Русского кулачного бойца». По этой работе можно судить о выдающейся талантливости скульптора. Следует отметить, что М. Г. Крылов написал и напечатал две работы: «Разбор некоторых скульптурных произведений» и «Рассуждение о важности цели изящных искусств». Выдающийся скульптор Михаил Григорьевич Крылов умер в 1846 году.

Творчество скульпторов отца и сына Теребенёвых развивалось в стиле монументально-декоративной скульптуры.

Отец Иван Иванович Теребенёв (1780-1815гг.). Учился в Академии художеств (1785-1800гг.) у М. И. Козловского. Автор произведений монументально-декоративной пластики, в которых в характерной для позднего русского классицизма аллегорической форме воплотил патриотические идеи. К таким работам относятся: барельефный фриз «Восстановление флота в России», рельефы «Летящие Славы» на центральной башне Главного Адмиралтейства (1812-1813гг.). В 1812-1184 годах исполнил серию карикатур-лубков (43 раскрашенных офорта), высмеивавших императора Наполеона I и его армию.

Сын Александр Иванович Теребенёв (1815 – 1859гг.). Учился в Академии художеств (1824-1836гг.) у В. И. Демут-Малиновского. Получил звание академика в 1845году. Участвовал в оформлении ряда общественных зданий (Опекунского совета, Воспитательного дома), в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года, (Военная галерея 1812 года, Фельдмаршальский зал). В 1847-1856 годах осуществлял надзор за скульптурными произведениями «в дворцах и садах» Санкт-Петербурга. Наиболее значительные работы скульптора - это 10 атлантов в портике Нового Эрмитажа (гранит, 1844-1849гг.), ставшие одним из символов Санкт-Петербурга. В числе других произведений: статуэтка А. С. Пушкина (бронза, 1837г., ГРМ), гробница герцога Максимилиана Лейхтенбергского в часовне Мальтийской капеллы (1852г.), бюст актера В. А. Каратыгина (1853-1854гг., Некрополь мастеров искусств).

Похоронены отец Иван Иванович и сын Александр ИвановичТеребенёвы на Волковском православном кладбище, однако, могилы не сохранились.

В развитие медальерного искусства внёс свой творческий вклад скульптор Ф.П. Толстой. Подъем русской скульптуры в начале XIX века нашел выражение и в так называемых малых формах, например, в медальерном искусстве.

Толстой Федор Петрович, граф (1783-1873гг.) - скульптор и медальер, живописец и рисовальщик, вице-президент Академии художеств (1828—1859гг.), автор сюиты медальонов, посвященной Отечественной войне; председатель Коренной думы Союза благоденствия.

Скульптор привлекался по делу декабристов, но за непринадлежностью к позднейшим тайным обществам «оставлен без внимания». «У Оленина, — писал позднее Ф.П.Толстой, — я познакомился и очень хорошо сошелся с Гнедичем, Крыловым, Жуковским, Пушкиным и Плетневым» (1817—1820гг.).

Федор Петрович Толстой — один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. В Академии художеств Ф.П.Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с О. А. Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов. Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем пройдет через весь его творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Ф.П.Толстой быстро добивается успехов. Первые работы художника — рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он исполнил рисунки «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса», «Борьба Геракла» и др. (ГРМ). За восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809г., Государственный Эрмитаж) Фёдор Петрович Толстой избирается почетным членом Академии художеств.

Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер.

К ранним работам Ф.П. Толстого относятся: горельефы из розового воска - «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба созданы в 1808-1809годах, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808-1809 гг., Государственный Эрмитаж), которые свидетельствуют о большом профессионализме скульптора. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах. Совершенно особое место в творчестве раннего периода Ф.П. Толстого занимают восковые портреты — небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или стекле.

Начало работы художника как медальера связано целиком с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Следует отметить, что ещё в 1809 году Ф.П. Толстой создаёт первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого», исполненную в лучших традициях классицизма, а в 1813—1817 годах — медали, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и упорно работая в области медальерного искусства, Ф.П.Толстой создал учение о том, «чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым». Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. Ф. П. Толстой писал: «Я русский и горжусь сим именем. В дни Отечественной воины, в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского». Медальоны Ф.П.Толстого очень разнообразны по теме и имели широкую известность не только и России, но и за границей. Скульптор был избран членом почти всех европейских Академий художеств. Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых «ланкастерских школ», целью которых было распространение грамотности среди населения.

Общественная деятельность подготовила Ф.П. Толстого к вступлению в 1818 году в тайное общество - Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей — председателем Коренного Совета. Ф.П.Толстой не пошел до конца за декабристами, однако сохранил свои убеждения, смелость и широту взглядов.

Большое место в творческом наследии художника занимают иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». Тринадцать лет продолжал работать художник над рисунками (1820-1833гг., ГТГ), Фёдором Петровичем было создано шестьдесят четыре иллюстрации. В этих листах проявилось блестящее мастерство Ф.П. Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Иллюстрации Ф. П. Толстого к «Душеньке» - вершина графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства — виртуозность и точность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, красота контуров. Ф.П.Толстой известен также как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое количество рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету «Эолова арфа», а в 1848 году — к балету «Эхо». Следует особо подчеркнуть, что скульптуру, медальерное дело и графику Ф.П.Толстой считал самым важным своим занятием. Им мастер отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от основной работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь особенно ярко сказались его реалистические устремления, интерес к окружающей жизни.

Написал Ф.П.Толстой также несколько картин: «Семейный портрет» (1830г., ГРМ), «За шитьем. В комнатах» (ГТГ), «Варвик» (1853г., не сохранилась) и «Вид дачи Марковилль в Финляндии» (1855г., ГТГ).

Федор Петрович Толстой умер 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет.

Таким образом, следует отметить, что в этот период происходит расцвет русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм). Мастерам первой половины XIX века свойственно постоянное, упорное стремление изучать и познавать натуру. Тема героики и национального торжества по случаю победы над врагом, посягнувшим на независимость России, надолго становятся ведущими в монументальной скульптуре.

В области монументальной скульптуры развивал своё творчество Б.И. Орловский.

Орловский Борис Иванович (1793-1837гг.) - настоящая фамилия Смирнов, выдающийся русский скульптор. Б.И. Орловский родился крепостным человеком тульского помещика Шатилова, который затем дал ему вольную. Юные годы Б.И. Орловский провёл в качестве работника в мастерской одного московского мраморщика, а затем у П. Трискорни в Санкт-Петербурге, у которого освоил приёмы рубки мрамора, школу рисования и лепки из глины. В 1822 году вылепленный им бюст императора Александра I был при посредстве скульптора И. П. Мартоса и президента академии художеств Алексея Николаевича Оленина (1763-1843гг.) поднесён императрице, после чего Б.И. Орловский был принят в ученики Академии художеств. Однако вскоре последовал новый приказ: отправить его немедленно в Рим на обучение к Б. Торвальдсену, где молодой скульптор с 1823 года шесть лет трудился под руководством этого знаменитого датского ваятеля. В этот период Б.И. Орловский исполнил, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст императора Александра I по модели Торвальдсена, группу «Фавн и Вакханка», статуи Фавна со свирелью в руках и Париса, которые впоследствии по заказу императора Николая I были вырублены художником из мрамора. В 1829 году Б.И. Орловский вернулся в Санкт-Петербург и через два года был признан академиком и назначен исполняющим должность профессора в скульптурном классе академии, а затем в 1836 году утверждён в этом звании.

К главным произведениям Б.И. Орловского, созданным им в Санкт-Петербурге, следует отнести «Статую ангела», которая украшает собой вершину Александровской колонны на Дворцовой площади Зимнего дворца, также один из барельефов этого памятника.

К замечательным творениям скульптора принадлежит создание семи фигур гениев для триумфальных ворот за Московской заставой.

Работы над скульптурой «Статуя ангела на Александровской колонне» начались в сентябре 1830 года. Колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита, стоящий на украшенном барельефами квадратном пьедестале. Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. Её верхняя часть - прямоугольная абака сделана из киричной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании. Весь этот памятник венчает фигура ангела работы Бориса Ивановича Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую руку возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. Следует отметить, что по первоначальному проекту Огюста Монферрана фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, а при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.

Александровская колонна выше Вандомской, а фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Б.И. Орловский наделил ангела сходными чертами с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые были принесены в Европу Россией, одержав победу над наполеоновскими войсками. Своими спадающими складками одежды лёгкая фигура ангела подчёркивает стройность колонны. На усиление такого восприятия направлена и чётко выраженная вертикаль креста, которая, продолжая вертикаль всего монумента, ещё больше подчеркивает стройность Александровской колонны.

Б.И. Орловский создал замечательные монументы «Кутузов» и «Барклай - де - Толли» у Казанского собора. Это первые произведения русской монументальной скульптуры, в которых выражен глубокий патриотизм не через аллегорию (как было принято), а через реалистический портрет. Торжественное их открытие состоялось 25 декабря 1837г., в 25-ю годовщину полного разгрома наполеоновской армии. Модели статуи выполнены скульптором Б.И. Орловским, фигуры отлиты в бронзе В.П. Екимовым, а пьедесталы сделаны по проекту В.П. Стасова из гранита, который добыл и вытесал знаменитый мастер-каменотёс С.Суханов. Оба фельдмаршала изображены в рост; они стоят на прямоугольных в плане постаментах, обнесённых цепной оградой на чугунных столбах, и отражают два этапа войны 1812 года.

Образ генерал-фельдмаршала светлейшего князя Михаила Богдановича Барклая-де-Толли (1761-1818гг.) представлен как «начинатель», командующий русской армией в период отступления, а М.И. Кутузов – как «совершитель», разгромивший наполеоновскую армию. Оба полководца обращены лицом к Невскому проспекту, головы их обнажены, мундиры с эполетами задрапированы плащами с пелеринами. Образ Барклая-де-Толли трагичен. Лицо М.Б. Барклая-де-Толли озабочено и печально, поза нерешительна; он не призывает к активным наступательным действиям – сабля в ножнах и фельдмаршальский жезл в левой руке опущен, хотя и ощущается его нерешительное движение вперёд. У ног полководца французское знамя с переломленным древком, которое увенчано одноглавым наполеоновским орлом: знамя это полураспущено, а орёл приподнял крылья, готовый ринуться в бой.

Образ генерал-фельдмаршала светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова-Смоленского (1745-1813гг.), напротив, пронизан энергией и уверенностью в победе. В левой, простёртой вперёд руке он держит жезл, указывая им путь наступления; в правой руке – обнаженная сабля. Знамя под ногами Кутузова свёрнуто, орёл повержен, - это победитель наполеоновских полчищ, продолжатель и сподвижник великого А.В. Суворова.

Борис Иванович Орловский скончался 16(28).12.1837 года в Петербурге.

В работах выдающегося скульптора отразилось влияние его наставника Б. Торвальдсена, а также проявилась своя самобытность и оригинальность. Ваятель прекрасно соединял в своём творчестве идеализацию, основанную на антиках, с естественной грацией, а в портретных изображениях отразил точную характеристику каждой личности. У Бориса Ивановича Орловского в 1830-х годах учился П.К. Клодт.