logo
История искусства и культуры II часть

§12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

На период 1965-1985 годы приходится выпуск многих сериалов (Маугли, Винни-Пух, Ну, погоди!) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель).

Большинство режиссёров «Союзмультфильма» в прошлом были мультипликаторами. Часто они сами принимали участие в рисовании собственных фильмов («Малыш и Карлсон» (1968год) Бориса Степанцева).

Советская мультипликация представляет свои работы на зарубежных фестивалях. Многие мультфильмы часто занимают призовые места: «Варежка» (1967год), «Балерина на корабле» (1969год).

В 1970-е годы, кроме «Союзмультфильма», мультипликацией в СССР занимаются студия «Экран», Свердловская киностудия и Саратовтелефильм, Пермьтелефильм, Волгоградский, Горьковский и Куйбышевский комитеты по телерадиовещанию. Технической вершиной советской мультипликации 1970-х годов является мультфильм «Полигон» (1977год) Анатолия Петрова.

В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл талантливый украинский мультипликатор Александр Татарский, который начал проводить экспериментальную творческую работу с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981год), «Падал прошлогодний снег» (1983год)), потом перенёс эту эстетику на рисованный фильм «Обратная сторона Луны» (1983год). Впоследствии Александр Татарский основал студию «Пилот». Затем, в начале 1990-х годо, в часть коллектива «Пилот» уехала в США, на студию Klasky Csupo.

В этот период на Свердловской (впоследствии студия А-Фильм) киностудии развивается мультипликационное творчество. Здесь при создании мультфильмов активно используется живопись по стеклу: «Сказочка про козявочку» (1985год), «Добро пожаловать!» (1986 год)). В этом направлении более всего ярко проявилось творчество художника Александа Петрова.

Особо следует отметить, что заметное место в мультипликации 1980-х годов занимает полная (тотальная) мультипликация.

Тотаальная (полная) мультипликаация — визуальный приём в рисованной мультипликации, заключающийся в том, что по ходу сцены изменяются рисунки не только персонажей, но и заднего плана. Этот довольно затратный приём позволяет передать любые движения воображаемой камеры, через которую смотрит зритель. В некоторых случаях часть слоёв не требуется изменять, а достаточно двигать или вращать (например, небо). Отдельную сложность представляет размещение персонажей в кадре, поскольку при движении камеры точки пространства перемещаются в кадре по сложным законам. Поэтому на этапе раскадровки персонажей для получения правдоподобного их размещения, ракурса и масштаба требуется раскадрованный задний план, либо персонажи не должны перемещаться по кадру, либо должны рисоваться вместе с задним планом, либо не должны касаться поверхности. Вообще самая сложная — тотальная анимация. Любая анимация — это фон, на котором движутся два персонажа. Фон не движется, только персонажи, потом фон меняется, бегают другие персонажи. То есть отдельно рисуются два персонажа и отдельно рисуется фон, который в каждом кадре перерисовывать не надо. В тотальной (полной) анимации каждая картинка рисуется полностью.