logo
История искусства и культуры II часть

§3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года

Общественно-политические тенденции. В условиях форсированной индустриализации и коллективизации со второй половины 1920-х годов советское государство рассматривало культуру и искусство как инструмент в классовой борьбе пролетариата за скорейшее построение социалистического общества. Активизируется насаждение коммунистической идеологии и нравственности, ведётся пропаганда «истин» научного социализма. Ликвидация массовой неграмотности и введение обязательного начального, а затем и среднего образования были выдвинуты в качестве главных задач культурной революции. В этот период усиливаются административные рычаги управления культурой и искусством в стране. На место руководителя Наркомпроса, представителя старой большевитской гвардии А.В. Луначарского в 1929 году был назначен секретарь ЦК партии А.С. Бубнов. С начала 1930-х годов создаются многочисленные органы отраслевого управления искусством культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933г.), Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по делам искусств (1936г.). Для тридцатых годов характерно оформление механизмов бюррократического директивного управления образованием, наукой, искусством и культурой в СССР, внедрение жёсткого контроля над всем происходящим аппарата ЦК ВКП(б). Усиливается борьба с буржуазной идеологией и антисоветскими взглядами, под которыми подразумевались любые отклонения от «генеральной линии», в том числе религиозные, национальные и другие воззрения. Официальная пропаганда при помощи средств массовой информации – газет, журналов, радио – создавала образ светлого будущего. Любые сомнения или колебания в верности избранного партией пути воспринимались как политическая несознательность или идейная неустойчивость, а тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советских людей, живущих в 20 - 30-х годах, представлялись как временные трудности, неизбежные в данных условиях. В художественном творчестве активно поддерживались созданные на основе метода социалистического реализма произведения, изображавшие советскую действительность в возвышенных праздничных тонах. Наряду с этим создавалась атмосфера подозрительности и выявления врагов, нетерпимости к проявлениям инакомыслия, насаждалось и поощрялось доносительство.

С середины двадцатых годов в СССР была развёрнута антирелигиозная пропаганда. Под руководством Ем. Ярославского (М.Губельмана) массовая добровольная организация «Союз воинствующих безбожников» (1925-1947гг.) развернула неистовую кампанию против церкви и священнослужителей. В крупнейших храмах – Исаакиевском соборе в Ленинграде и Страстном монастыре в Москве были созданы музеи атеизма. Большинство культовых сооружений, представляющих огромную историко-художественную ценность, были к этому времени закрыты и разграблены, а уже в начале тридцатых годов только в Москве было уничтожено около трети всех храмов, в том числе выдающиеся архитектурные памятники: Чудов монастырь, Вознесенский монастырь, церковь Спаса на Бору, храм Христа Спасителя. Проходившие в этот период массовые чистки и репрессии нанесли сокрушительный удар по отечественной интеллигенции.