logo
История искусства и культуры II часть

§9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

Группа, состоящая из трёх братьев А.А. Веснина, В.А. Веснина, Л.А. Веснина, а также публициста и теоретика М.Я. Гинзбурга положила начало Объединению современных архитекторов (ОСА), с 1928 года ОСА имел свой печатный орган – журнал «Современная архитектура».

С 1926 года при стройкоме РСФСР была организована секция типизации, которая стала разрабатывать стандарты жилья.

Вторым крупным объединением российского архитектурного авангарда было объединение рационалистов, которое сложилось вокруг творческой группы Н.А. Ладовского в 1923 году и получило название АСНОВА – Ассоциация новой архитектуры. Концепция рационалистов установила связь между закономерностями строения объекта и его восприятия. Рационалисты стали преподавателями ВХУТЕМАСа – Высших художественно-технических мастерских, ставших центром экспериментов авангарда.

Еще в 1922 году на 1 Всесоюзном съезде Советов, где было провозглашено образование СССР, С.М. Киров высказал предложение о строительстве Дворца Советов, который должен был иметь символическое значение торжества коммунизма во всём мире. В 1931 году был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов. На конкурсе проектов Дворца Советов в 1932 году было представлено 160 проектов. Место для строительства Дворца Советов было не случайным – на месте взорванного Храма Христа Спасителя. В 1939 году по проекту Б.Иофана, В. Щуко, В. Гельфрейха на месте снесённого Храма Христа Спасителя началось строительство Дворца Советов. Эта монументальная композиция 300-метровой высоты должна была быть увенчана 100-метровой статуей В.И. Ленина, образцы для которой скульптор Сергей Меркулов искал в скульптуре Индии, Китая, Египта, Греции и Рима. Строительство было прервано войной.

В этот период появляются новые типы зданий – клубы, Дома и Дворцы культуры предприятий и профсоюзов. В 1927-1931 годах по проектам архитектора К. Мельникова был построен ряд клубных зданий.

Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В.И. Ленина (1929-1930гг.). Здание Мавзолея архитектора А. Щусева было создано как новаторское применение классических «канонов красоты» в решении художественного образа. Построенный как здание-памятник, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной площади бдагодаря доминирующему положению, идеальным пропорциям и выразительному образу.

Советская архитектура предвоенного времени характеризуется освоением классического наследия, монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. В конце тридцатых годов появилась возможность больше внимания уделять массовому жилищному строительству. Особенно ценным стал опыт возведения жилых домов поточноскоростным методом, а также домов из крупных блоков на Валовой улице и на Большой Полянке в Москве (1939-1941гг.) по проектам архитекторов А.Бурова, Б. Блохина, а также в Ленинграде, Магнитогорске, Новосибирске и других городах Советского Союза.

Для обводнения Москвы в 1937 году был введен в действие канал Москва – Волга, по всей его трассе были созданы крупные водохранилища.

Формирование районной структуры Москвы и быстрый рост города потребовал создания новой транспортной системы. В Москве в 1932 году началось строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 году. К числу лучших станций первых очередей Метрополитена относятся: «Кропоткинская» - архитекторы А. Душкин, Я. Лихтенберг (1935г.), «Красные ворота» - архитектор И. Фомин (1935г.), «Маяковская» - архитектор А. Душкин (1938г.).

Необходимо отметить, что в этот период происходит усиление украшательских тенденций, которые особенно ярко проявлялись в сооружениях выставочного характера. Яркими страницами истории советской архитектуры были павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937 год)– архитектор Б. Иофан, скульптор В. Мухина и Нью-Йорке (1939 год )– архитекторы Б. Иофан, К. Алабян, скульптор В. Андреев.

Получил развитие «украшательский» метод в архитектуре, где происходит раздвоение формы на кострукцию и самостоятельную декоративную разработку пластики фасадов, проявлялся не только в архитектуре общественных зданий. Многие жилые здания, формирующие парадный фасад главных улиц имели черты представительности и монументальности. Жилые дома, построенные по проектам И. Жолтовского на Большой Калужской улице и Смоленской площади в Москве, решены на основе переработки классического стиля.

Строились новые индустриальные города, в которых планировку Магнитогорска, Орска, Ленинска, Новокузнецка, Щегловска осуществляли немецкие архитекторы во главе с Эрнстом Маем.

Следует особо отметить, что в предвоенный период гражданское и промышленное строительство развивалось усиленными темпами.