logo
История искусства и культуры II часть

§4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны

В годы войны основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.

Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов. В это число входили самые разные мастера - и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. Советские кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений.

На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 года во фронтовых киногруппах работало 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски №1 – 3 «Все силы на разгром врага» (режиссёры С.Н. Гуров, Н.Н. Кармазинский, Л.И. Степанова), «На защиту родной Москвы» (режиссёр Л.В. Варламов, Р.Б. Гиков, Б.Р. Небылицкий, Н.Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов,

За годы войны был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны: «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину», «Сталинград», «Орловская битва», «Берлин», «Разгром Японии». «Народные мстители» (режиссер В. Я. Беляев). Документальный фильм «День войны» рассказывал об одном дне войны — 13 июня 1942 года. В фильме был использован материал, снятый ста шестьюдесятью операторами под общим руководством М. Я. Слуцкого.

В создании документальных фильмов участвовали известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.

Всего в годы войны было отснято около 5 млн. метров плёнки, выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров киножурнала «Новости дня», более 100 документальных картин.

Художественные игровые фильмы, Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились — появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате.

Фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В 1942 году было налажено кинопроизводство игровых фильмов в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942г.) И. Пырьва рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943г.) Ф. М. Эрмлера — о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943г.) М. Донского - героический образ простой женщины - партизанки, а также ее односельчан. Вышел на экран фильм «Жди меня» (1943г.) А.Б. Столпера.

В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах.

В фильме «Нашествие» (1945г.) А. Роома раскрывается тема сопротивления советских людей фашистским захватчикам. В фильме «Фронт» (1944г.) режиссеров Г. и С. Васильевых был поставлен вопрос о тех трудностях, которые испытывала Советская армия в начале войны, о неподготовленности некоторых военачальников к ведению боевых действий в новых условиях.

На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны. Фронтовой дружбе был посвящен фильм «Два бойца» (1943г.) Л. Д. Лукова; фильм «Жила-была девочка» (1944г.) В. В. Эйсымонта рассказывал о жизни в осажденном Ленинграде, «Человек №217» (1945 г.) М.И. Ромма и другие. В фильмах военных лет снимались известные актёры и актрисы – Н.М. Ужвий, Е.А. Кузьмина, Б.Ф. Андреев, М.Н. Бернес, М.А. Ладынина, Б.Н. Чирков, С.А. Мартинсон и др.

Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942г.) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943г.) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944г.) И. Пырьева, и др.

В условиях эвакуации киностудии продолжали снимать и большие исторические фильмы. С. Эйзенштейн продолжил работу над фильмом «Иван Грозный», начатую еще до войны. В фильме ставилась проблема власти и вождя в истории. Иван Грозный показан борцом за сильное централизованное государство. Он одинок в своей борьбе и окружен врагами-боярами. Опричнина в фильме представлена как единственная сила, помогающая царю в его борьбе за власть. Во второй серии режиссер раскрывает трагедию самовластья, показывает Ивана Грозного опустошенным, одиноким.

К созданию этого фильма С. Эйзенштейн приступил, будучи зрелым мастером. Его находки в области монтажа, сочетании изображения и звука, в том числе музыки, эксперименты с цветом нашли воплощение в фильме. Образ Ивана Грозного блистательно создан актером Н. Черкасовым.

Первая серия фильма вышла в 1945 году и была высоко оценена, режиссер получил за нее Государственную премию. Вторая серия не понравилась Сталину и не была выпущена на экраны. Она увидела свет только в 1958 году, уже после смерти Сталина и самого режиссера.

Несмотря на тяжелые условия, кино в годы войны продолжало развиваться. Были созданы фильмы, обогатившие отечественный кинематограф яркими образами, отразившими нравственный облик людей в тяжелые годы испытаний. Искусство кино, как и искусство других видов, вдохновляло людей, помогало им выстоять в тяжелой борьбе с врагом.

Одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицина» (1942г.) С.Д. и Г.Н. Васильевых, «Александр Пархоменко (1942г.) Л.Д. Лукова. Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941г.) И.А. Савченко, «Георгий Саакадзе» (1943г.) М.Э. Чиаурели, «Кутузов» (1944г.) В.М. Петрова и др.

В годы войны выпуск детских фильмов не прекращался. Зарождалась новая ветвь советского киноискусства - картины, посвященные Великой Отечественной войне. В детском кинематографе эта тема нашла свою достойную нишу. Киностудия «Союздетфильм» в 1941-1943 годы была эвакуирована в Сталинабад (Душанбе), где продолжала работать на базе Сталинабадской студии художественных фильмов.

Активно работал киножурнал «Пионерия». Именно на базе его материалов военных лет в 1945 году был создан первый в СССР полнометражный детский документальный фильм «Повесть о наших детях». Это был рассказ о нелегкой жизни юного поколения в тылу и на фронте, о тех детях, на чьи плечи взвалили взрослые проблемы выживания во время войны.

Из художественных фильмов этих лет были такие прекрасные работы, как «Жила-была девочка» (1944г.) – о жизни детей в блокадном Ленинграде (съемки некоторых эпизодов проходили на месте событий), «Волшебное зерно» (1942г.) – фильм-сказка о борьбе детей со стихиями природы. Были экранизированы романы Ж. Верна «Таинственный остров» (1941г.) и «Пятнадцатилетний капитан» (1945г.). В 1942 году на экраны кинотеатров вышел киносборник из двух новелл «Юные партизаны» – по рассказу Л. Кассиля «У классной доски». Нашли свое отражение в фильмах сказки: «Кащей Бессмертный» (1944г.), «Черевички» (1942г.), «Пропавшая грамота» (1941г.). Необходимо отметить фильм «Варежки» (1942г.). На фронт приходит посылка из Ленинграда – теплые варежки. Подарок для самого храброго. Характерно то, что этот прекрасный фильм полностью снимался зимой в разгар блокады Ленинграда. Даже в это время были люди, которые не сдавались и продолжали заниматься искусством несмотря ни на что.

Некоторые фильмы этого военного времени были отмечены призами международных кинофестивалей. Фильм «Жила-была девочка» получил латунную медаль Венецианского кинофестиваля в 1946 г., фильм «Зоя» (1944г.) о Зое Космодемьянской был удостоен большого приза в Каннах в 1946 году. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильмов.