§6. Скульптура второй половины XIX века
Для искусства скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Развитие русской скульптуры второй половины XIX века тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве.
В 1851 году были упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени «по части ваяния фигур и орнаментов». Происходит утрата монументальности, теряется связь с архитектурой, идёт преимущественное развитие станковой скульптуры. Следует отметить, что монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. В этот период устанавливаются скульптурные памятники личностям, имеющим большое общественное значение: деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям. В станковой скульптуре культивируется подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки, что указывает на интенсивное рождение скульптуры реалистического плана.
Многие отечественные скульпторы получили большую известность.
Каменский Фёдор Фёдорович (1838-1913гг.) – русский скульптор Ф.Ф.Каменский родился в семье генерал-майора, администратора Санкт-Петербургского Лесного Интитута. В 1852-1860 годах учился в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни. В академии получил золотую медаль за работы «Сенат просит Цинциннатус остаться в Риме» и «Регулус возвращается в Карфаген». Скульптор в этот период создаёт бюсты Тараса Шевченко и Фиделио (Фёдор) Бруни. В 1863 году академия послала Каменского учиться в Италию, где он пробыл до 1869 года. В Италии Каменский Ф.Ф. продолжает творить в жанре портретного бюста и создаёт скульптурные работы на бытовые сюжеты: «Молодой скульптор», «Вдова и сын» (1867г.), «Первые шаги», (1872г.), монумент М.И.Глинке. За скульптуру «Вдова и сын», «Первые шаги», скульптор становится Академиком Императорской Академии художеств и вернулся в Санкт-Петербург. В 1870 году Ф.Ф.Каменский опять уехал во Флоренцию, а в 1873 иммигрировал в Америку, где стал жить в штате Флорида и продолжал заниматься искусством, делая декорации для федерального здания в Канзасе, проект «римские фонтаны» в Нью-Йорке, скульптуру Купидон для города Тампа во Флориде. В 1893 году во время подготовки к всемирной выставке в Чикаго Каменский Ф.Ф. создаёт «огромные скульптуры из бетона для павильона», а также лично выбрал 130 картин и статуй из России, которые были показаны во время выставки. Последние годы он работал над сложной скульптурой «Мир» - она не закончена.
Фёдор Фёдорович Каменский умер в Клеарвотер во Флориде 26 августа 1913 года.
Иванов Сергей Иванович (1828 -1903гг.) - русский скульптор. Получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под главным руководством Н. А. Рамазанова. В 1854 за статую «Мальчик в бане» (мраморный экземпляр — в Третьяковской галерее, в Москве) возведён в звание академика. После смерти Н.А. Рамазанова (1863г.) занял его место преподавателя скульптуры в том же Московском училище. Свои работы С.И. Иванов на выставках показывал лишь изредка.
Скульптор создаёт статуи «Неаполитанский рыбачок с раковиной» и «Апостол Андрей» (исполненная для Московского Исторического музея), скульптурные группы «Материнская любовь», «Мальчик на лошади», «Поцелуй Иуды», «Тигр, впившийся в шею оленя» и «Львица с детенышами», эскиз статуи «Моисей, источающий воду из камня», проект памятника А. С. Пушкину, бюсты актёров Шумского, Живокини, Садовского и баснописца Крылова. Большую известность С.И. Иванову принесла скульптура «Мальчик в бане» (мрамор, ГТГ). Сергей Иванович Иванов вошел в историю искусства ваяния главным образом как автор статуи «Мальчик в бане» (1854г.). Без всякой идеализации выдающийся скульптор изобразил обливающегося водой крестьянского мальчика.
Антокольский Марк Матвеевич (1842-1902гг.) - историческая тематика пронизывает творчество М.М. Антокольского, создавшего серию скульптурных портретов: «Иван Грозный», «ПетрI», «Ермак», «Нестор-летописец». Некоторые работы скульптора содержит в себе созерцательную, философскую направленность; «Христос перед народом», «Мефистофель», «Умирающий Сократ», «Спиноза». М.М. Антокольский создаёт бюсты Стасова, Тургенева, Боткина. Скульптор выполняет заказы надгробий. Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию - лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 года М.М. Антокольский становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. В Петербурге художник сближается с И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Учился М.М. Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы «Еврей – портной» (1864г.) и «Еврей – скупой» (1865г.), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.
Марк Матвеевич Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала выдающегося скульптора в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.
Микешин Михаил Осипович (1835-1896гг.) - русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской Империи, родился он 9 февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии близ Рославля. Обучался в Смоленске у местного иконописца. В 1852 поступил в Академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Б. П. Виллевальде. В 1858 году с отличием закончил Академию художеств, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотической темы принесла художнику внимание царской семьи, и М.О. Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжон. Несмотря на то, что М.О.Микешин был прежде всего художником-баталистом, представленный им проект памятника «Тысячелетие России» в Новгороде победил на конкурсе (1859г.) и был принят к исполнению. Для того, чтобы руководить исполнением проекта, М.О.Микешин изучал скульптурную технику у И. Н. Шредера. В результате такого успеха М.О. Микешин получил множество подобных заказов. По его проектам были созданы памятники «Кузьма Минин» в Нижнем Новгороде, «Адмирал Грейг» в Николаеве и «Александр II» в Ростове-на-Дону, которые стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность». Немногие памятники М.О. Микешина пережили годы Советской власти. Среди них памятник «Екатерина II» в Санкт-Петербурге (1873г.), памятники «М.Ю. Лермонтов», «Богдан Хмельницкий» в Киеве (1888г.), «Ермак» в Новочеркасске (1904г.), а также памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. Проекты М.О. Микешина побеждали и в международных конкурсах (например, памятник Педро IV в Лиссабоне). В 1876-1878 годах М.О.Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.
Михаил Осипович Микешин скончался 31 января 1896 года в Санкт-Петербурге.
Шредер Иван Николаевич (1835-1908гг.) - русский скульптор, автор ряда памятников в крупных городах Российской империи. Родился в 1835 году и воспитывался в пажеском Его Величества корпусе, откуда был выпущен корнетом в лейб-гвардии уланский полк. По окончании крымской кампании вышел в отставку и посвятил себя скульптурному творчеству, которым занимался раньше любительски. По совету профессора барона П. К. Клодта Шредер И.Н. поступил в ученики Императорской Академии художеств, где его руководителем стал Н.С. Пименов. Еще посещая классы Академии художеств, Шредер И.Н. вылепил в одну зиму десять статуй для сочиненного М.О. Микешиным новгородского памятника «Тысячелетие России». Отправившись за границу в 1864 году для осмотра музеев И.Н. Шредер, неожиданно уехал в Америку. Там четыре года работал в Южной Америке и затем возвратился в Санкт-Петербург. Вскоре после этих событий, в 1869 году, Академия художеств за представленный скульптором бюст «А. И. Киреевской», присудила ему звание академика. Большинство дальнейших работ И.Н. Шредера относится к монументальной скульптуре. Скульптором были выполнены модели памятников: «Екатерина II» - (Царское Село), «Адмирал Крузенштерн», «Принц П. Г. Ольденбургский» - (Санкт-Петербург), «Адмирал Беллинсгаузен» - (Кронштадт), «Петр Великий» - (Петрозаводск), «Император Александр II» , «Граф А. А. Бобринский» - (Киев), «Н.М. Пржевальский» и «И.Ф. Крузенштерн» - (Санкт-Петербург), «Л.Г. Корнилов», «Э.И. Тотлебен», «П.С. Нахимов» - (Севастополь). Шредер И.Н. создаёт большое число портретных бюстов. Творчеству скульптора принадлежит бюст «Генерал-адъютант Кауфман» для ташкентского военного собрания и двенадцать бюстов севастопольских героев - для московского исторического музея.
В этот период выдающийся русский скульптор А.М. Опекушин работал в стиле реализма в жанре монументальной скульптуры.
Опекушин Александр Михайлович (1841-1923гг.) – русский скульптор родился 16 ноября 1838 году в деревне Свечкино Ярославской губернии. А.М. Опекушин художественное образование получил в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской в Петербурге под руководством профессора Д. Йенсена, после чего занимался в Императорской академии художеств, которая в 1864 году, присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея». После этого звания А.М. Опекушин был повышен в 1869 году в классные художники Второй степени, в 1870 году - в классные художники Первой степени за бюст «Графиня Шувалова» и за семь колоссальных фигур, вылепленных для петербургского монумента «Императрица Екатерина II». В 1874 году - в академики за бюст цесаревича «Николай Александрович» и статую «Петр Великий». В начале своей деятельности А.М. Опекушкин произвёл немало орнаментальных лепных работ для петербургских зданий и был одним из главных сотрудников М.О.Микешина в его трудах по осуществлению сочиненного этим художником проекта вышеупомянутого монумента «Императрица Екатерина II». Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882) совместно с М. О. Микешиным и архитектором Д. Н. Чичаговым А.М. Опекушин создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть». Скульптор выполнил памятник «Александр II» у южной стены Кремля (бронза, был открыт в 1898 году, не сохранился) и памятник «Александр III» возле Храма Христа Спасителя (бронза, 1912 года, не сохранился). Из работ А.М. Опекушина наиболее известны: памятники адмиралу Грейгу в Николаеве, моделированный по проекту М. О. Микешина, памятник «А.С. Пушкин» в Москве (1880г.), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. А.М. Опекушин создал также памятники «А.С. Пушкин» в Петербурге (1884г.), «А.С. Пушкин» в Кишинёве (1885г.), памятники: «Карл фон Бэр» в Тарту (1886г.), «М.Ю. Лермонтов» в Пятигорске (1889г.), памятник «Н.Н. Муравьёв-Амурский» в Хабаровске. Скульптор в своём творчестве использовал бронзу и гранит. А. М. Опекушин был православным христианином и убеждённым монархистом. Он был весьма популярен в монархических кругах того времени, творчество его высоко ценилось в Царственном доме, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович Романов, московский генерал-губернатор, который был убит 4 февраля 1905 года.
Александр Михайлович Опекушин умер в деревне Рыбницы Ярославской губернии 4 марта 1923 года.
Чижов Матвей Афанасьевич (1838-1916гг.) - русский скульптор, работавший в бытовом жанре. М. А. Чижов был сыном крестьянина-каменотеса и с детства помогал отцу в его ремесле. Художественное образование М.А. Чижов получил сначала в Московском училище живописи и ваяния (1857-1860гг.), затем в Петербургской Академии художеств, куда поступил в 1861 году и где учился в скульптурном классе у Н. С. Пименова и А. Р. Бока. В годы ученичества М.А. Чижов активно работал и вместе с другими скульпторами участвовал в создании моделей и выполнении колоссальных горельефов для сооружаемого в Новгороде памятника «Тысячелетие России» по проекту М.О. Микешина. Позднее совместно с А.М. Опекушиным трудился над памятником Екатерине II в Петербурге, также по проекту М.О.Микешина. В 1867 году за рельеф «Воскрешение сына наинской вдовы» М.А. Чижов получил большую золотую медаль, звание классного художника и право на пенсионерскую поездку в Италию (1868-1873гг.). Уже в Риме, где М.А.Чижов провел большую часть своей пенсионерской поездки, определяется жанровая направленность его творчества, особый интерес к изображению жизни народа, крестьянского быта, к характерным типажам. Скульптор работает с самыми разными материалами. Из превосходного итальянского мрамора выполнены лирические жанровые группы «У колодца (Первая любовь)» (1870г.) и «Игра в жмурки» (1872г.), из гипса – «Гадание на картах» (1871г.) и «Мать-крестьянка, обучающая свою дочь грамоте» (1873г.), «Резвушка» (1873г.). За работы, выполненные М.А.Чижовым в Италии, Академия художеств удостоила его звания академика. Особую известность приобрела скульптурная группа «Крестьянин в беде (На пепелище)» (1872г.), показанная на выставках в Вене, Петербурге, Париже, где получила золотые медали. Тяжело опустив голову на левую руку, а правой обнимая своего малолетнего сына, сидит на обгорелом пне подавленный горем крестьянин. Его огромная, сильная фигура поникла, в лице читается выражение безысходной печали. По своей социальной направленности произведение близко многим картинам В. Г. Перова и художников-передвижников. Возвратившись из Италии, скульптор принимает деятельное участие в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, преподает в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1879-1910гг.), в 1893 году становится действительным членом Академии художеств и становится членом её Совета. Много работает в жанре портретного бюста: «И.К. Айвазовский» (1873г), «Принц П.Г.Ольденбургский» (1876г.), «Александр II» (1881г.). М.А. Чижов выполняет бюст «Н.А. Некрасов» (1881г.), который впоследствии был установлен на надгробном памятнике поэта на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Менее известны и значительны произведения М.А.Чижова в области монументальной скульптуры, хотя он активно работал над скульптурным убранством зданий Петербурга, а также над проектами памятников для различных городов России: «Николай I» (1896г.) - в Киеве, «Пушкин-лицеист» для Царского Села (1890г.), «Адмирал П.С. Нахимов» (1900г.) – Севастополь.
Матвей Афанасьевич Чижов умер в 1916 году в Петрограде.
Создателем жанровых групп был скульптор Н.А. Лаверецкий.
Лаверецкий Николай Акимович (1837-1907гг.) – русский скульптор, принимал участие в создании памятника «Тысячелетие России». Лаверецкий Н.А. родился в Москве, сын скульптора А. П. Лаверецкого. Первоначальное художественное образование получил в Санкт-Петербургской РШОПХ (Рисовальная школа общества поощрения художеств) для вольноприходящих. Учился в ИАХ (1851–1866гг.) у профессора Н. С. Пименова. За вылепленный с натуры портретный бюст «В. В. Юзефович» (1853г.) награжден серебряной медалью 2-й степени, а за вылепленный программный барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора» (1857г.) получил серебряную медаль 1-й степени. Лаверецкий Н.А. за академическую программу «Цинцинкат принимает послов из Рима» (1859г.) получил золотую медаль 2-й степени, а за программный барельеф «Возвращение Регула из Рима в Карфаген» (1860г.) награжден большой золотой медалью и получил звание классного художника 1-й степени. Лаверецкий Н.А., будучи пенсионером ИАХ (1863г.), посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Милан, Геную, Пизу, Рим. За скульптурную группу «Дети, кормящие птичку» получает звание академика (1868г.). После создания мраморной скульптуры «Мальчик-неаполитанец с обезьянкой» (1870г.) Лаверецкий Н.А. возвратился в Санкт-Петербург, где стал исполнять обязанности профессора скульптурных классов ИАХ (1871–1894гг.). Скульптор в этот период создаёт жанровые группы: «Первая роза» и «Купальщица», группы «Маленькие кокетки» (1872г.), «Дети, просящие милостыни», группы «Материнская любовь» (1876г.) и «Голова старика-еврея». К работам скульптора принадлежат бюсты «Сафо», «Весна», «Чучарка», «Капуцин», также несколько портретных бюстов: «Великий князь Владимир Александрович», «Император Александр II», «Великий русский певец бас О.А. Петров», знаменитый русский историк, исследователь социально-политической и экономической истории России «Н.И. Костомаров». Из числа других его произведений необходимо отметить статуи: «Торговля» (1876г.), «Промышленность» (1876г.), «Мефистофель» (1881г.), «Стыдливость», Родопа» (1882г.), горельеф «Ангел» (1884г.). Скульптор является автором бронзовой группы «Амур и Психея» (1887г.) и аллегорической скульптуры «Россия» (1896г.). Лаверецкий Н.А. автор памятника «М.И. Глинка» в Смоленске и памятника «Екатерина II» в Симферополе. Лаверецкий Н.А. являлся членом Общества взаимного вспомоществования русских художников в Санкт-Петербурге (1871г.), членом ОВХП и ИАХ (1876г.).
Николай Акимович Лаверецкий выдающийся русский скульптор умер в 1907 году.
Развивал в своём творчестве тему жанровых композиций Л.В. Позен.
Позен Леонид Владимирович (1849-1921гг.) - русский скульптор, график, родился в семье отставного гвардии штабс-капитана 10 июля 1849 года в имении Оболонь Полтавской губернии Л.В. Позен (1867-1873гг.) учился на юридических факультетах сначала Харьковского, а затем Санкт-Петербургского университетов. Окончил университет со степенью кандидата юридических наук. До 1876 работал в качестве присяжного поверенного в Петербурге. В 1876 году Л.В. Позен переехал в Полтаву, где занимал должность товарища прокурора окружного суда. Л.В.Позен систематического художественного образования не получил. С 1877 года Леонид Владимирович начал заниматься лепкой. В качестве образцов для копирования использовал произведения современных ему скульпторов: Н. И. Либериха, Е. А. Лансере, французского анималиста П.-Ж. Мэна. По совету Г. Г. Мясоедова представил на 10-ю выставку ТПХВ скульптурную группу «На волах», после чего стал постоянным участником выставок Товарищества (до 1918г.). В 1891 году, получив назначение по службе, приехал в Санкт-Петербург. В том же году вступил в ТПХВ. В 1894 году в связи с болезнью Л.В. Позен уехал в Рим, где лечился и попутно изучал музейные коллекции. В 1894 был избран действительным членом ИАХ. В 1900 назначен членом Совета ИАХ. В начале 1900-х создал памятник поэту И. П. Котляревскому, который был открыт в 1903году. В 1914–1915 работал над памятником Н. В. Гоголю для Полтавы, который был открыт в 1934 году. Л.В. Позен в 1915 году отказался от предложенного ему звания академика скульптуры «по соображениям принципиального характера». Л.В. Позен принадлежит к числу заметных мастеров скульптуры второй половины XIX - начала ХХ века в России. Наибольшую известность приобрел своими кабинетными жанровыми композициями на темы из жизни украинского народа. Выполнил также ряд портретных бюстов и произведений на исторические сюжеты. В своем творчестве разделял взгляды художников-передвижников, был первым из скульпторов, присоединившихся к Товариществу. С 1882 по 1918 г. экспонировал свои произведения на передвижных выставках, поскольку Л.В. Позен являлся членом Товарищества с 1894 года. Создал ряд портретных бюстов художников «Н. А. Ярошенко», «Г.Г. Мясоедов», «П.А. Брюллов» и др. Л.В. Позен создаёт жанровые композиции, которые имели большой интерес у зрителей «Нищий», «Лирник с поводырем», «Крестьянин», «Скиф на войне». Излюбленным материалом Л.В. Позена был воск. Многие из его восковых моделей были приобретены с передвижных выставок бронзовщиком К. Ф. Верфелем, и на протяжении нескольких десятилетий отливки с них изготавливались в его петербургской мастерской. Известны поздние отливки с моделей скульптора, выполненные в середине ХХ века. Произведения Л.В. Позена находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее русского искусства, Полтавском художественном музее и других. Л.В. Позен с 1895 года - действительный член Академии художеств.
Леонид Владимирович Позен умер 8 января 1921 года в Петрограде.
Область кабинетной бронзовой скульптуры в русском искусстве развивал Е.А. Лансере.
Лансере Евгений Александрович (1848-1887гг.) - реалист, автор множества бронзовых кабинетных скульптур, родился в Моршанске. В 1862 году оставил родной город, уехал учиться в Санкт-Петербург. Е.А. Лансере прожил всего 38 лет, но благодаря своему таланту и трудолюбию занял видное место в истории русской скульптуры. Лансере Евгений Александрович выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы, преимущественно изображения животных, а также сценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которых проявлял большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей и повадок животных, скульптурно оформлял произведения декоративно-прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.). Ряд работ Е.А. Лансере был предназначен для тиражирования на Каслинском чугунолитейном заводе. «Санкт-Петербургский гальванопластический завод художественной бронзы герцога Лейхтенбергского», президента Императорской Академии художеств - позднее «Фабрика художественной бронзы Генке, Плеске и Морана», который выпускал монументальные произведения (ряд скульптур Исаакиевского собора, две конные статуи Аничкова моста) и мелкую бронзу. Позднее А. Моран стал работать самостоятельно, оставив свое «литейное» имя на ряде работ Е.А. Лансере. По заданию Феликса Шопена в 1883 году Е.А. Лансере отправился в Алжир, где работал над созданием серии произведений на национальные мотивы. Ранний период в творчестве Лансере Е.А. содержит романтическую настроенность, исторические сюжеты (отклик на события Русско-турецкой войны 1877-1878гг.) «Донские казаки-фуражиры» раскрывал возможности анималистического жанра, «Запорожец. После битвы», «Витязь», «Святослав», «Ловля дикой лошади». Его работы не раз удостаивались наград на всемирных выставках. В Моршанском историко-художественном музее имеются скульптуры Е.А. Лансере «Дахма», «Джигитовка», «Альетмез», «Всадник на лошади», «Горец на лошади», «Прощание казака с казачкой». Евгений Александрович Лансере является родоначальником художественной династии. Его дети: Е.Е.Лансере (1875-1946гг.) - живописец, Н.Е.Лансере (1879-1942гг.) - скульптор, архитектор, З.Е.Серебрякова (1884-1967гг.) - художница.
Евгений Александрович Лансере выдающийся скульптор умер в 1887 году.
Проблема монументальной скульптуры составляла творчество выдающегося скульптора И.Я. Гинцбурга.
Гинцбург Илья Яковлевич (1859-1939гг.) - настоящее имя и фамилия Элиаш Гинзбург, родился 15 мая 1859 года в Гродно, русский скульптор, профессор художественных мастерских (1918г.). Детство Илья Гинцбург провел в Вильно, где на него обратил внимание скульптор М. Антокольский. С 1870 года обучался в мастерской М. М. Антокольского в Санкт-Петербурге, сопровождал его в поездке по Италии. В этот период скульптор создаёт жанровое произведение «Мальчик, собирающийся купаться». По возвращении поступил в реальное училище, затем в 1878 году на скульптурное отделение Петербургской академии художеств, где учился у Александра Романовича Бока, Николая Акимовича Лаверецкого и Ивана Ивановича Подозерова. В 1886 году за работу «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» получил золотую медаль и звание «классного художника 1 степени». С 1918 года Ганцбург И.Я.был назначен профессором-руководителем скульптурной мастерской Петроградских Государственных свободных художественных мастерских. В 1921-1923гг. - декан скульптурного факультета Высших художественно-технических мастерских. Гинцбург И.Я. создал памятники «Н. В. Гоголь» в местечке Сорочинцы, «И.К. Айвазовский» в городе Феодосия. Скульптор являлся автором надгробия «В. В. Стасов» (Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), В советское время участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создал в Ленинграде памятники «Г.В. Плеханов» (перед зданием Технологического института в соавторстве с М. Я. Харламовым) и «Д. И. Менделеев». И.Я. Гинцбург известен как мастер малой пластики. Скульптором созданы статуэтки «И.И. Шишкин», «В.В. Верещагин», «И.Е. Репин», «В И. Суриков», «Л.Н. Толстой», «Дирижёр Направник», «В.В. Стасов».
Илья Яковлевич Гинцбург выдающийся русский советский скульптор умер 31 января 1939 года в Ленинграде.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России