§8. Живопись петровского времени
Новые тенденции в развитии живописи XVIII века также были связаны с доминирующим положением светских начал и влиянием западноевропейского искусства. В начале XVIII века по приглашению Петра I в Петербург приезжает большое количество западноевропейских художников, призванных для осуществления грандиозных задач императора по достижению в кратчайшие сроки уровня мировой художественной культуры. Однако далеко не все художники выполнили ту роль, которая им предназначалась. Среди тех, кто оказал влияние на развитие русского искусства этого времени, следует назвать немецкого художника (саксонца) Таннауэра Иоганна Готфрида (1680-1737/3 ? гг.).
В Россию И.Г. Таннауэр прибыл в 1711 году уже зрелым мастером. В его работах проявлялся стиль помпезного европейского барокко. В этом стиле создан портрет ближайшего сподвижника Петра I, генерал-адмирала российского флота, президента Адмиралтейств-коллегии Ф.М. Апраксина (1720 – е годы). К числу известных работ художника относится парадный конный портрет «Пётр I в Полтавской битве» (1724/25 ? году).
Первостепенное значение для формирования русской живописной школы необходимо назвать французского художника, уроженца Марселя Луи Каравака (1684-1754гг.), который жил и работал в Петербурге с 1716 года. Пётр I брал его с собой в качестве живописца во время путешествия в Астрахань. Об универсальном даровании живописца свидетельствует большое полотно (281 x 487 см) «Полтавское сражение 27 июня 1709 года» (1718 г.). Это самое раннее из сохранившихся изображений Полтавской битвы. Картина выполнена в стиле батального жанра. Художник Каравак как портретист известен своими манерными красивыми по живописи портретами 1710-х годов (портреты царевны Елизаветы Петровны в детстве, царевны Анны Петровны и Елизаветы Петровны, а также «Портрет мальчика в охотничьем костюме», конец 1720-х – начало 1730-х годов), где явно сохранились традиции французского рококо. Позднее художник создаёт коронационные портреты Анны Иоанновны (1730г.) и Елизаветы Петровны (1750г.). Художник в последние годы, продолжая работать как декоратор, писал также по заказу Елизаветы Петровны и церковные образа. Каравак подготовил немало учеников, наиболее талантливым среди которых был И.Я.Вишняков.
Умер Луи Каравак в Петербурге в июне 1754 года.
Известными становятся молодые русские художники, которые получили высокопрофессиональную подготовку в Италии, Голландии и других странах, куда они направлялись на учёбу по указу императора в качестве пенсионеров. Среди лучших были Иван Никитич Никитин, Андрей Матвеев, И.Я. Вишняков.
Никитин Иван Никитич (около 1680г. – после 1742г. ?) – живописец-портретист. Один из основоположников русской светской живописи, первый русский художник мирового уровня. Занимался у И.Г. Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в Италию, где учился с 1716 по 1719 год. Уже ранние работы Никитина свидетельствуют о том, что он отходит от условных приёмов парсуны : «Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I»; «Портрет цесаревны Анны Петровны, дочери Петра I». Оба эти портрета написаны до 1716 года. Сейчас они находятся в Государственной Третьяковской галерее.
В зрелый период Никитин достигает яркости индивидуальной характеристики модели, звучности колорита: «Портрет государственного канцлера Г.И. Головкина» (1720-е годы); «Пётр I на смертном ложе» (1725г.); «Портрет напольного гетмана» (1720-е годы); «Портрет С.Г. Строганова (1726 г.). В 1732 г. был арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, затем в 1737 г. его сослали в Тобольск. Умер по пути из ссылки.
Матвеев Андрей Матвеевич (1702 – 1739 гг.) – живописец, мастер портретного жанра. Пенсионер Петра I, учился в Амстердаме (1717-1723 гг.) и в Антверпене (1723-1727 гг.). Возвратившись в Петербург, А.М. Матвеев был принят в Канцелярию от строений, а с 1731 года возглавлял «живописную команду». Художник выполнял декоративные росписи, в том числе в Петропавловском соборе, писал иконы для церквей. Из числа немногих сохранившихся произведений А.М. Матвеева – картина «Аллегория живописи» (1725 г.). Непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик отличаются портреты И.А. и А.П. Голициных (оба написаны в 1728 г.) и в особенности «Автопортрет с женой» - первый в русской живописи образец двойного портрета. Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославляет художник женщину. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял художник о своих чувствах к любимой. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывает о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым художник подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу. Вся картина наполнена земной человеческой радостью. Следует отметить, что ответственное отношение к службе не оставляло времени у А.М. Матвеева на тихие семейные радости. Его всегда назначали на срочные и важные «объекты». Художник работал на износ, попутно заботясь об административных делах, таких как счета и отчеты, на выплату жалованья подчиненным, а также на распределение не только художественных материалов, но и дров. С середины 30-х годов XVIII века художник Андрей Матвеев занимался росписью Сенатского зала Двенадцати коллегий (в настоящее время это Петровский зал Петербургского университета). Как всегда, он создавал все эскизы, а также выполнял некоторые части больших панно, украшающие большой подвесной плафон. Безотказного и мягкого А.М. Матвеева постоянно загружали, как масштабными проектами, например, росписями в Царском Селе, «Новом летнем доме», в Новом Зимнем дворце и Петергофе, так и работами по прихоти императрицы. Слабое здоровье живописца подорвали непосильные физические и творческие нагрузки. Художника все чаще одолевали болезни. Однако при дворе без живописного искусства А.М. Матвеева обойтись не могли и, вопреки всем предписаниям, ему было позволено работать дома, а не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения». Поэтому большую часть икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) художник создал в домашних условиях, оставив после смерти десятки незавершенных образов. Следует особо отметить о том, что жизнь А. М. Матвеева была короткой, и как мало ценили и понимали современники его тонкую творческую натуру
Андрей Матвеевич Матвеев скончался 23 апреля 1739 года в Петербурге.
Творчество выдающегося художника сыграло важную роль в дальнейшем становлении русского светского искусства.
Необходимо особо отметить, что влияние А.М. Матвеева и его усилия по созданию русской живописной школы определили в дальнейшем путь развития этого искусства в России. Именно А.М.Матвееву мы обязаны рождению таких выдающихся живописцев, как А.П. Антропов и И.Я. Вишняков, творчество которых проложило путь к расцвету искусства живописи второй половины XVIII столетия
Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761 гг.) – великий русский художник, портретист и религиозный живописец, ученик Луи Каравака. Родился в Москве в семье «шатёрных дел мастера». В 1714 году был прислан в Петербург и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. С 1727 года работал в Канцелярии от строений под руководством А.М. Матвеева. В противоположность своим старшим современникам И.Н. Никитину и А.М. Матвееву, Вишняков И.Я. не учился за границей. Его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи. Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А.М. Матвеева (1739 г.), Вишняков И.Я. руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах. Деятельность Вишнякова имела большое педагогическое значение. Под его руководством работали А.П. Антропов, И.И. и А.И. Бельские, И. Фирсов и другие художники, оставившие значительный след в русской живописи века Просвещения. В сокровищницу русской живописи вошли портреты И.Я.Вишнякова – это «Девочка с птичкой», «Сарра Элеонора Фермор» (около 1750 г.), «Вильгельм Георг Фермор» (вторая половина 1750-х гг.), портрет «С.С. Яковлевой» (1756 г.) и портрет «М.С. Яковлева» (1756 г.), портрет «Князя Ф.Н. Голицына в детстве» (1760 г.). В этот период жанр портрета становится ведущим жанром русского изобразительного искусства, и объясняется это тем, что на протяжении веков единственным жанром была иконопись, что сохраняло интерес к внутреннему миру человека, к его изображению. Если в начале столетия связь портрета с парсуной просматривается достаточно сильно, однако уже в течение первых двух десятилетий художники упорно ищут новые методы, достигая значительных успехов. Необходимо отметить, что в этот период возникали и новые направления в развитии изобразительного искусства: сюжетно-историческая, мифологическая, пейзажная живопись.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России