logo
История искусства и культуры II часть

§11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967гг.). Этот период ознаменован созданием современных комедий. В 1965 году на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», а гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера Л.И. Гайдая пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 год, «Бриллиантовая рука» 1969 год, «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 год). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них - «Ирония судьбы или С легким паром» (1976год) не теряют своей популярности. Особым музыкальным сказочно прекрасным драматическим искусством, танцевальным шармом, граничащим с искрометным отчаянием, наполнены фильмы В.Е. Воробьева («Труффальдино из Бергамо» 1976 год, «Свадьба Кречинского» 1974 год).

Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»).

Создаются остросюжетные картины: «Семнадцать мгновений весны» - режиссер Т. М. Лиознова, «Место встречи изменить нельзя» - режиссер С. С. Говорухин, «Белое солнце пустыни» - режиссер Владимир Яковлевич Мотыль, а главный оператор Эдуард Александрович Розовский, «Приключения Шерлока Холмса» - режиссер И. Ф. Масленников. Однако были созданы такие фильмы, которые не всегда доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре этого времени имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974 гг.), – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах: «Живет такой парень» (1964год), «Печки-лавочки» (1973 год), «Калина красная» (1973 год), нашел воплощение образ странного «чудака-человека», у которого обостренное и даже болезненное восприятие существующего мира, что давало возможность зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность.