logo
История искусства и культуры II часть

§4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср

В этот период сложные проблемы также испытывала советская наука. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки (1985-1991 годы) заметно оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого в обществе. Вторая половина 1980-х годов стала временем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Перед учеными открылась легальная возможность получить работу за рубежом, где авторитет советской научной школы был весьма высок. Период «Перестройки» стал периодом значительной «утечки мозгов» на Запад.

Сокращение научного потенциала происходило также за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления, происходящие на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, привели к свертыванию фундаментальных исследований в СССР.

Серьёзный методологический кризис охватил общественные науки. Попытки перестроить обществоведение на принципах «ленинской традиции научного поиска» потерпел неудачу. Однако политика Гласности позволила развернуть бурные дискуссии о путях развития советского общества.

Важным фактором общественной жизни в период «Перестройки» стал огромный интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Массовыми тиражами начали переиздоваться труды известных дореволюционных историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова и многих других. Пристальное внимание было обращено также к проблемам истории советского общества. Следует особо отметить, что «Перестройка» вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов «реального социализма», в рамках которых формировалось мировоззрение трех поколений советских граждан. Такое сформированное за советский период авторитарной власти общественное мировоззрение определилось в социальное явление, которое носит название «мировоззренческое иждивенчество». Дальнейшая «Перестройка» требовала от ученых-обществоведов формирования новой парадигмы (системы взглядов), необходимой для проведения дальнейших исследований и анализа прошлого. В этот период в философии, социологии, политологии наступил этап бурных дискуссий и поисков путей дальнейшего развития научной мысли.

Необходимо отметить, что последствия «Перестройки» в дальнейшем ждут своей более тщательной оценки. Следует особо отметить, что наряду с несомненным положительным эффектом демократизации, таким, как обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни, необходимо указать и на отрицательные последствия реформ, которые нельзя назвать продуманными (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки).