logo
История искусства и культуры II часть

§9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы

На развитие классической музыки этого периода значительное влияние оказало творчество Г. В. Свиридова. Композитором создаются замечательные произведения: сюита «Время – вперед!» (1965 год), музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» (1974год). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 год, опера «Мертвые души» 1977 год). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру Альфреда Гарриевича Шнитке: «Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для двух скрипок» (1975 год), «Канон памяти И. Ф. Стравинского для струнного квартета» (1971год), «Три сцены для голоса и ударных» (1980 год); «Электронная музыка Поток» (1969год), а также композитором написана музыка к спектаклям драматических театров и кинофильмам.

Эстрадная музыка играла значительную роль в культурной жизни советского человека. Следует отметить, что в этот период рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей: «Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и многих других. Всей стране были известны имена популярных исполнителей: Софии Ротару, Валерия Леонтьева, Людмилы Сенчиной. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени. Они все вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с неожиданной философичностью содержания, что способствует рождению особого эффекта.