logo
История искусства и культуры II часть

§5. Архитектура второй половины XVIII века

В середине XVIII века в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко. Санкт-Петербург становится городом дворцов. В стиле барокко возводит свои шедевры В.Растрелли: Большой дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь, дворец Строганова. Монументальность, пышность, причудливые линии фасадов, лепные украшения стен, обилие колонн, круглые, овальные окна - характерные черты русского барокко.

Савва Иванович Чевакинский (1709- между 1774/80; по другим данным -1783гг.) - русский архитектор, представитель стиля барокко. С.И. Чевакинский родился в 1709 году в семье московских дворян. Учился в Московской школе навигационных наук, с 1729 года он учится в Морской академии в Санкт-Петербурге. В 1731 году самовольно её оставил и записался писарем в Измайловский полк. В 1732 году возвратился в Петербург, избежал наказания за самовольное оставление службы в академии, стал учеником архитектора Адмиралтейской коллегии И. К. Коробова. Под его руководством С.И. Чевакинский начал самостоятельное проектирование, помогал архитектору в перестройке здания Адмиралтейства.

С 1739 года С.И.Чевакинский стал числиться при Адмиралтейском ведомстве в чине гезеля. Таким образом, он стал уже не учеником, а полноправным помощником И.К. Коробова, работавшего тогда в команде с П. М. Еропкиным и М. Г. Земцовым. По принятии в команду архитекторов он был проэкзаменован в Комиссии о Санкт-Петербургском строении, получил наивысшие оценки. Звание гезеля позволило С.И.Чевакинскому вести уже самостоятельные проекты.

В 1738 году Савва Иванович Чевакинский женился на дочери галерного дел мастера Ивана Ивановича Немцова. После смерти И.И.Немцова его двор со строениями перешёл к С.И.Чевакинским.

С 1740 года после отъезда И.К. Коробова в Москву Савва Иванович встал на его должность архитектора Адмиралтейской коллегии, в 1745 году получил звание архитектора в ранге майора. Архитектор приступил к разработке генерального плана застройки Кронштадта. В этом же году (1745г.) он был назначен императрицей Елизаветой Петровной главным архитектором Царского Села, где проводил строительство Екатерининского дворца. В 1750-1755 годах работал над дворцом Шереметевых на Фонтанке (вместе с Ф. С. Аргуновым). В 1753-1755 гг. строил дворец для графа И.И. Шувалова на Итальянской улице.

Крупнейшей постройкой С.И. Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753—1762гг.) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756—1758гг.). В 1754-1758гг. перестраивал здание Кунсткамеры после пожара 1747 года. С 1755-1757гг. был по совместительству архитектором Академии наук, руководил архитектурным классом. Среди его учеников были В. И. Баженов, а также И. Е. Старов.

В 1765 году С.И. Чевакинский начал строить комплекс складов Новой Голландии. Работа над Новой Голландией стала последним крупным проектом архитектора. После вступления на престол Екатерины II планы и чертежи складского комплекса были переданы Ж. Б. Валлен-Деламоту. Однако и далее архитектор участвовал в этой работе. Чевакинский ушёл в отставку из Адмиралтейской коллегии, просил о «награждении его по мере означенных трудов». Однако получил вознаграждение Савва Иванович Чевакинский или нет - точно неизвестно. Вскоре С.И.Чевакинский уехал на родину в Тверскую губернию. Точная дата смерти Саввы Ивановича не известна. Есть предположение, что умер он в период с 1774 по 1780 годы. Такова была творческая личность архитектора С.И. Чевакинского, повлиявшего на становление архитектурного таланта В.И. Баженова.

Во второй половине XVIII века на смену барокко приходит классицизм, для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурные творения классицизма отличает простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций.

Ярким архитектором раннего классицизма, работавшим в России, был Ринальди Антонио (1709-1794гг.). Антонио Ринальди родился в 1709 году в Италии, возможно в Неаполе, в семье дворянина. Учился Антонио Ринальди у Луиджи Ванвителли. Учёба проходила в Неаполе вместе с другими учениками, где Ринальди участвовал в строительстве порученных учителю объектов. За время работы в Италии Ринальди приобрёл достаточную известность. В 1751 году архитектор был приглашёл на службу в Россию. Антонио Ринальди был отправлен к К. Г. Разумовскому, контракт был подписан на семь лет. В Малороссии Ринальди работал много и плодотворно. Начал Ринальди с постройки резиденции для правителя Украины в Батурине. Составленный Ринальди проект полной перестройки резиденции осуществлён не был. В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», и входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Антонио Ринальди уже называл себя архитектором великой княгини, таким образом, завоёвывая доверие будущей императрицы Екатерины II. В 1768 году А. Ринальди начинает строить Мраморный дворец. Заканчивает его он к 1785 году. Одновременно с Мраморным дворцом архитектор строил дворец в Гатчине. После восшествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора. В 1772 году по проекту А. Ринальди рядом было завершено строительство Тучкова буяна. В 1768 году по желанию Екатерины II архитектор начинает строить новое здание Исаакиевского собора. Эта его работа не сохранилась, впоследствии собор был перестроен. Возможно, авторству А. Ринальди принадлежат дом Мятлевых на Исаакиевской площади, дом Волконских на берегу Мойки (наб. р. Мойки, 12). По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр, на месте которого позже возвели здание Консерватории. В 1763-1783 годах на Невском проспекте был построен костёл Святой Екатерины, Антонио Ринальди работал над этим храмом вместе с Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые стобы, некоторые из них сохранились до наших дней. На всех зданиях, спроектированных Антонио Ринальди, можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Архитектор при строительстве Мраморного дворца использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик. Антонио Ринальди работал в России более 30 лет. В своих ранних постройках он ещё находился под влиянием стиля барокко, однако можно сказать, что знаменитый архитектор является представителем раннего классицизма. Активную деятельность А. Ринальди прервал несчастный случай - архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. В 1784 году он вернулся в Италию, поселился в Риме. Архитектору была назначена пожизненная пенсия, которую ему регулярно выплачивали через русское посольство.

Антонио Ринальди умер 10 февраля 1794 года в Риме.

Архитектурные творения классицизма отличает простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций.

В стиле русского классицизма творил в Москве архитектор В.И.Баженов.

Баженов Василий Иванович (1737-1799гг.) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма.

В.И. Баженоа родился в феврале 1737 года в селе Дольское Калужской губернии в семье священнослужителя. Когда мальчику было три месяца, его отца перевели в Москву псаломщиком, куда переехала и вся семья. Отец отдал сына в певчие в Страстной монастырь. Однако В.И. Баженов проявлял немалые способности к рисованию. В 1753 году он добился своего, поступив в архитектурную школу зодчего Д. В. Ухтомского. Ухтомский высоко оценил талант В.И.Баженова и записал его в гимназию при Московском университете. В 1755 году В.И. Баженов поступил в Московский университет. При переводе Академии художеств из Москвы в Санкт-Петербург В.И. Баженов оказался одним из студентов, зачисленных в петербургскую академию. Одним из учителей юноши был Савва Иванович Чевакинский, который привёл его на строительство Никольского собора.

После окончания Академии художеств В.И. Баженов был отправлен в поездку во Францию и Италию. В Париже он обучался у профессора Дюваля, архитектора Шарля де Вайи. В Италии В.И. Баженов был удостоен дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. В 1765 году он получил личное предложение Людовика XV остаться во Франции в качестве придворного архитектора, от чего решил отказаться. В Санкт-Петербург молодой архитектор вернулся 2 мая 1765 года. Академия художеств присвоила ему звание академика. Но обещанную профессорскую должность и соответствующее денежное содержание дали не сразу. Таким решением президента Академии И.И.Бецкого В.И.Баженов был недоволен и подал прошение об увольнении от академической службы. По поручению Екатерины II В.И. Баженов разрабатывал проект здания Института благородных девиц (Смольного института). Эта работа удовлетворила многих специалистов, но реализовывать проект В.И. Баженова не стали. Возможно, такому решению императрицы способствовало членство архитектора в масонской ложе и сотрудничество с её сыном Павлом Петровичем. Здание института позже было спроектировано Джакомо Кваренги.

Графом Орловым В.И. Баженов был принят на службу в артиллерийское ведомство, где получил звание капитана артиллерии. Для данного ведомства зодчий построил здания арсеналов в Санкт-Петербурге и Москве. В 1767 году вместе с графом Орловым архитектор вернулся в Москву. Там по заданию графа он разработал проект реконструкции Кремлёвского дворца. После его принятия были начаты строительные работы, вырыт котлован под фундамент. Однако дальше работы не пошли, Екатерина II приказала котлован засыпать. Незавершённым оказался и проект В.И.Баженова усадьбы в Царицыно. В 1792 году Василий Баженов был назначен архитектором Адмиралтейств-коллегии, вернулся в Санкт-Петербург. Архитектор строил для великого князя Павла дворец на Каменном острове, возводил постройки в Гатчине и Павловске. После смерти Екатерины II Павел I приблизил В.И. Баженова к императорскому двору. Архитектор получил звание статского советника, должность вице-президента Академии художеств и имение Глазово с тысячей крепостных крестьян. Василий Иванович Баженов начинал проектирование Михайловского замка, который впоследствии завершал Бренна Винченцо (Виктор Францевич), русский художник-декоратор и архитектор. В России работал в 1783 – 1802гг., участвовал в строительстве и отделке помещений дворцов в Павловске и Гатчине, Михайловского замка в Петербурге.

Василий Иванович Баженов умер 2 августа 1799 года, был похоронен в своём имении Глазово.

Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора И.К. Коробова (1700/1-1747гг.) – А.Ф. Кокоринов. К известным творениям архитектора, где проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788гг.)

Кокоринов Александр Филиппович (1726–1772гг.) - даровитый архитектор. А.Ф. Кокоринов был принят в 1742 году на службу в московское дворцовое ведомство «архитектурии» учеником. В 1754 году произведен в «унтер-архитекторы» и поступил в помощники к графу Растрелли. В этот период происходит сближение А.Ф. Кокоринова с И.И. Шуваловым, для которого он выстроил роскошный дом в Петербурге. И.И. Шувалов, после учреждения Академии Художеств, сделал А.Ф.Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году А.Ф.Кокоринов был назначен инспектором, затем директором академии с почти неограниченной властью. Пользуясь доверием преемника И.И. Шувалова и И.И.Бецкого, А.Ф. Кокоринов установил порядок в классах академии и во всех частях ее хозяйства, снабдил пособиями, необходимыми для ее правильного развития, и возбудил интерес к академии не только в высших кругах, но и в средних слоях русского общества. В 1764 году он приступил к сооружению здания академии по плану Валлен-Деламота, Жан-Батиста-Мишеля (1729-1800гг.), в котором замысел некоторых частей был составлен им лично. С 1769 года А.Ф. Кокоринов становится ректором академии. Под влиянием поднявшихся против А.Ф.Кокоринова интриг И.И.Бецкой перестал относиться к нему с прежним доверием и назначил несколько комиссий для проверки положения хозяйственных дел академии, в особенности же расходов по постройке академического здания. Ревизоры не нашли в распоряжениях А.Ф. Кокоринова ничего предосудительного или неправильного, кроме некоторой небрежности с формальной стороны, в ведении счетов.

Однако после этих проверок и проявленного к нему недоверия Александр Филиппович Кокоринов стал задумываться, заговариваться и в припадке меланхолии повесился на чердаке своего дома.

В Москве в стиле классицизма создаётся общественное здание М.Ф. Казаковым – дом Благородного Собрания. М.Ф. Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788гг.), также Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница.

Казаков Матвей Федорович (1738-1812гг.), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787гг.), университет (1786-1793гг.), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801гг.), дома-усадьбы Демидова (1779-1791гг.), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782гг.). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). М.Ф. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Архитектор родился в семье копииста главного Комиссариата. Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751году после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского, откуда в 1760 году он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа М.Ф. Казакова была связана с восстановлением Твери после пожара 1763 года. Архитектор участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-1767гг.).

В 1768 году произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу М.Ф. Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). С этого времени все его работы были связаны с Москвой.

Работа с В.И. Баженовым для начинающего архитектора была прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. М.Ф. Казаков стал соавтором В.И. Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира

В 1775 году, став полноправным архитектором, М.Ф. Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-1787гг.) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве М.Ф. Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Возвышающаяся над Кремлевской стеной ротонда с куполом (над центральным залом Сената) стала акцентировать поперечную ось Красной площади.

Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-1793гг.), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д. И. Жилярди). По поручению Екатерины II М.Ф. Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-1782гг.), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы.

Одновременно со строительством университета М.Ф. Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов). Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера, он превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 перестроен учеником М.Ф. Казакова архитектором А.Н. Бакаревым).

В работах М.Ф. Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома московского главнокомандующего Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), повлияли на масштаб и характер её дальнейшей застройки.

Расцвет творчества М.Ф. Казакова приходится на 1780-1790 годы, когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790г.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802гг.), Голицынская (ныне 1-я городская) (1796-1801гг.) и Павловская больницы (1802-1807гг.).

Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию улицы. Здания, основная часть которых акцентируется портиками большого ордера и куполами, отличаются простым четким планом и скупостью декора. Выразительность интерьера достигается не только использованием большого ордера, как в Колонном зале, но и введением скульптуры (Сенат, университет), а также живописностью декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова, 1779-1791гг.). Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях М.Ф. Казакова: церкви Филиппа Митрополита (1777-1788гг.), Вознесения (1790-1793гг.), Косьмы и Дамиана (1791-1803гг.), которые украсили Москву.

По распоряжению императрицы Екатерины II М.Ф. Казаков сменил В.И.Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (1786г.), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным.

В 1800-1804гг. архитектор работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103-х «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

Матвей Фёдорович Казаков организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов, О. И. Бове и др.).

Выдающийся архитектор является автором многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-1775гг.) тушь, перо, «Строительство Петровского дворца» (1778г.) тушь, перо, виды Коломенского дворца (1778г.) тушь, перо.

С началом Отечественной войны 1812 года 74-летний зодчий Матвей Фёдорович Казаков был эвакуирован в Рязань, где и скончался.

В Санкт-Петербурге в стиле классицизма творил архитектор Старов И.Е., который создал Аничков дворец (Главный корпус), Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Старов Иван Егорович (1744/5 – 1808гг.), выдающийся архитектор, один из основоположников русского классицизма. Родился в семье дьякона московской епархии. Учился в петербургской Академии художеств. В 1762 - 1768гг. как пенсионер Академии художеств работал в Париже и Риме (изучал античные памятники). Старов И.Е. становится академиком с 1769 г. и преподаёт в петербургской Академии художеств, где с 1785 года - профессор, а с 1794 г. адъюнкт - ректор.

В 1769 г. И.Е. Старов выполнил первый частный заказ - проект загородной дачи для генерал-прокурора князя А. И. Долгорукого. В 1769 - 1770 гг. строит дачу Демидова на Петергофской дороге. Императрица Екатерина II поручила И.Е.Старову проектирование дворцов в усадьбах Богородицке (Дворец сожжен в 1941г.) и Бобриках (Екатерина II приобрела село Бобрики для своего побочного сына Алексея, названного графом Бобринским). Дворец в Бобриках - одна из самых странных затей екатерининского времени. Построенный в провинциальной глуши, он по своим размерам оказался одним из наиболее обширных дворцов России. Он почти все время был необитаемым. Периодические ремонты его стоили значительных средств. Граф Бобринский затем повелел разобрать ненужный ему дворец на кирпич.

С середины 1770 г. И.Е. Старов начал систематически выполнять строительные заказы Григория Потемкина. В 1772-1774гг. Иван Егорович становится главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт - Петербурга и Москвы. С 1774 года И.Е. Старов работал над реконструкцией Александро-Невской лавры и строительством Троицкого собора, а в 1776 году он перестроил для Потемкина Аничков дворец. Тогда же на территории сада Аничковской усадьбы были построены И.Е. Старовым парковые сооружения, в том числе Итальянский павильон, или Галерея, известная только по сохранившимся планам.

К наиболее значительным постройкам И.Е.Старова в Петербурге относится Таврический дворец. В 1782 году архитектор спроектировал Таврический дворец и руководил работами по его возведению и внутренней отделке.

С 1784 года И.Е. Старов становится главным архитектором «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». За 13 лет, в течение которых И.Е. Старов был главным архитектором Конторы, ему пришлось работать в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Последней крупной работой архитектора был проект большого собора для Казанского женского монастыря.

В 1796 году умерла Екатерина II и на престол вступил Павел I. Прошел некоторый период времен, и 9-го ноября 1798 года последовал указ Сенату: «Находящийся при гофинтендантской архитектор статский советник Старов от службы увольняется. Павел». В 1799 году Павел I подписал указ о передаче Таврического дворца под казармы Конногвардейского полка. С 1800 года И.Е. Старов возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора. В 1802 г. император Александр I отдал распоряжение о приведении Таврического дворца «в первобытное состояние». Восстановление было поручено зодчему Л. Руска.

5 апреля 1808 года после тяжелой болезни Старов Иван Егорович скончался и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Ярким представителем классицизма, создавшим подлинные шедевры творческой мысли был Джакомо Кваренги. Работы архитектора в Петербурге, Москве, Царском Селе, Курске, Павловске, Петродворце вызывали и вызывают всеобщее восхищение.

Кваренги Джакомо (1744-1817гг.) - известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Состоял почётным вольным общником Императорской академии художеств. Джакомо Кваренги родился в городке Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене. Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780–1787гг.), павильон в Царском Селе (1782г.). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783–1787гг.), Академии наук (1783–1785гг.), Ассигнационного банка (1783–1789гг.), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге.

При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792–1796гг.) и здание театра в саду близ Большого дворца. В это же время построен дворец графа Завадовского в Ляличах. В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800–1807гг.), здание «Кабинета его величества» (1803–1806), Мариинская больница для бедных (1803–1805гг.), здания Екатерининского института благородных девиц (1804–1807гг.) и Смольного института благородных девиц (1806–1808гг.).

Работы Джакомо Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран. Здесь колонны, столь любимые Д. Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера. Однако следует отметить, что в строениях Д. Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы выступают примером зрелого классицизма в русской архитектуре. В конце 1810 года Д. Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Д. Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Д. Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.

Умер Джакомо Кваренги в 1817 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре, некрополе XVIII века, рядом с А.Н. Воронихиным, А.Д. Захаровым, К.И. Росси, Ж. Тома де Томоном.