logo
История искусства и культуры II часть

§8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года

Символами эпохи победившего социализма стали великолепные скульптуры В. Мухиной, И. Шадра, В. Андреева.

Творчество скульпторов 1920-1930-х годов отразилось в создании памятников: («В. И. Ленин» скульптор С. А. Евсеев), («С. М. Киров» скульптор Н. В. Томский - в Ленинграде), («К. А. Тимирязев» скульптор С. Д. Меркуров), («Н. Э. Бауман» скульптор Б. Д. Королев - в Москве), («Т. Г. Шевченко» в Харькове скульптор М. Г. Манизер).

Творчество скульпторов нашло свое отражение в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки («Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной), где ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности советского искусства.

Центральной темой в скульптуре 1920-1930-х годов становятся тема революции: («Октябрь» А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет: («Лениниана» Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого), а также изображение человека-борца («Булыжник - оружие пролетариата» И. Д. Шадра), воина («Часовой» Л. В. Шервуда), рабочего («Металлург» Г. И. Мотовилова).

Получила развитие анималистическая скульптура: (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько).