logo
История искусства и культуры II часть

§4. Наука и техника петровской эпохи

Развитие науки и техники было обусловлено потребностями промышленности и подчинено её интересам. Процесс получил двустороннюю направленность: успехи науки и техники способствовали развитию промышленности, которая в свою очередь стимулировала развитие научных и технических знаний. В 1724 году Пётр I подписал указ о создании Академии наук и художеств, которая была открыта в правление Екатерины I и начала действовать в 1725 году. Первыми академиками были главным образом иностранцы, но практически сразу это учреждение стало центром русской науки. Еще раньше стали развиваться науки, необходимые для создания сильной армии и флота, а также соответствующей новым задачам промышленности. Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей – профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, учёных государственных служащих, учителей, что потребовало проведения реформы просвещения. Государство, забирая в свои руки обучение, сделало его разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы, придало ему светский характер, одновременно окрасив воспитание новыми «просветительскими» тонами. В России наступает новый период – век Просвещения. Эти просветительские идеи заложены в деятельности двух академий – Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Основанная ещё в 1632 году Киево-Могилянская коллегия в 1701 году получила название академии и стала оплотом развития славянской культуры. Основателем коллегии был Пётр Могила (1596/97-1647гг.). В Киево-Могилянской коллегии помимо традиционного для того времени богословия изучали европейскую философию, риторику, логику, латинский, старославянский, древнегреческий и древнееврейский языки, а также науки, как география, математика, астрономия, механика и другие. Соратниками Петра Могилы были Феофан Прокопович и Стефан Яворский. Московская академия для обновляемой России была учреждением, дававшим общее начальное, среднее и высшее образование. Академия была местом подготовки учителей для государственных светских школ. Из стен Московской академии вышли выдающиеся деятели, такие, как Карион Истомин, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов и многие другие. Преобразования Петра I были поддержаны братьями Софронием и Иоанникием Лихудами, Иваном Тихоновичем Посошковым, Фёдором Салтыковым, конечно Феофаном Прокоповичем. В 1701 году в Москве под руководством широко образованного учёного-математика, астронома, географа и видного государственного деятеля Якова Владимировича Брюса (1670-1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарским и иным инженерным наукам». В 1703 году была открыта Московская инженерная школа, в 1719 году Петербургская инженерная школа, затем Петербургская артиллерийская школа и другие. В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей – хирургическая школа. Обучение было очень строгим, применялись телесные наказания, а за побег из школы предусматривалась смертная казнь. Школа математических и навигацких наук была открыта в Москве в помещении Сухаревой башни, где личным приказом Петра I от 1707 года была введена жестокая система наказаний учащихся за провинности разного рода. Навигацкая школа давала энциклопедическое образование. Учебный курс включал математику, историю, географию, статистику, философию, технологию, рисование, многие языки и д. Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739гг.), который создал собственный учебник – «Арифметика сиреч наука числительная», по ней учился М.В. Ломоносов.

Важным научным направлением явилась география. Эпоха Петра I является временем организаций широких географических исследований. Размах этих работ был велик – от берегов Арктики до южных рубежей, от Балтийского моря до Тихого океана. Однако необходимо отметить, что в самые последние годы XVII столетия предпринял поход на Камчатку В.В. Атласов (1697-1699гг.), составивший довольно точное и подробное описание полуострова, его населения и быта. Он дал блестящие этнографические характеристики коренного населения. В 1700 году была закончена «Чертёжная книга Сибири» С.У. Ремезова. Это первый отечественный атлас, сохранившийся до наших дней. Он включает в себя 23 карты Сибири и севера Европейской России. Произошли первые инструментальные топографические съёмки в России – (побережье Финского залива, река Дон). Именно в этот период начались работы по геодезическому обоснованию топографических съёмок и по составлению Генеральной карты России. Руководителем геодезических съёмок был И.К. Кириллов. По указанию Петра I была организована первая в России научная экспедиция для изучения «всех царств Сибири». Руководителем её был назначен, приглашённый из Данцига Даниил Готлиб Мессершмидт (1685-1735гг.). Во время работы экспедиции было открыто несколько месторождений полезных ископаемых (угля, графита), описаны серебряно-свинцовые рудники и солёные озёра Забайкалья, проведено первое в науке описание многолетней мерзлоты. По итогам работы Мессершмидт подготовил 10-томное «Обозрение Сибири»

Д.Анциферов и И. Козыревский открыли в 1711-1713 годы ряд северных Курильских островов. Посланные на Дальний Восток «… до Камчатки и далее» по приказу Петра I Иван Евреинов и Фёдор Лужин достигли центральной группы Курильских островов и нанесли 14 островов на карту. В 1719 году было предпринято первое плавание через Охотское море к Курильским островам. Была организована Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1725-1730гг.), которой были открыты залив Креста и бухта Проведения, а также подтверждено отсутствие связи Азии с Америкой. На обратном пути был открыт один из островов Диомида. Необходимо отметить, что самым грандиозным научным событием первой половины XVIII века стала Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743 гг.), которую возглавлял Витус Беринг. В 1742 году участник экспедиции С.И. Челюскин достиг крайней северной точки Азии и нанёс её на карту. Нине это место носит имя Челюскина. В этой экспедиции велики были заслуги северных отрядов В. Прончищева, С.И. Челюскина, С.Г. Малыгина, Д.Я. и Х.П. Лаптевых, Д.Л. Овцына, П.Ласиниуса. Академический отряд по изучению природных различий возглавляли Иоганн Георг Гмелин и историк Герард Фридрих Миллер. В составе экспедиции И.Г. Гмелина в (1733-1736гг.) работал студент С.П. Крашенинников, ставший впоследствии академиком, который в 1737-1741 годы проводил самостоятельное всестороннее исследование Камчатки. В 1739 году в составе Академии Наук был организован Географический департамент, а уже в 1745 году был издан подготовленный этим департаментом «Атлас Российской империи». В этом атласе впервые в России была использована градусная сетка. Из географов петровского времени особенно выделяется Василий Никитич Татищев (1686-1750гг.). По разносторонности своей деятельности он был типичным представителем петровской эпохи. В 1721 году по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В этот период развивались науки, необходимые для создания сильной армии и флота.