logo
История искусства и культуры II часть

§2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России

Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период «Перестройки». В этот период продолжался процесс возвращения обществу имен и явлений отечественной и мировой культуры, отторгнутых коммунистическим режимом. Только в 1993 году состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса. В центральном доме художника прошла выставка работ А. Петрова, выполненная в манере соцарта, ведущими представителями которого являются художники В. Комар и А. Меламид, поэты Д.А. Пригов и Т. Кибиров. В Третьяковской галерее была развернута экспозиция «Великая утопия», включающая более 1000 картин русского авнгарда 1915-1932 годов.

В этот период выходят труды русских религиозных философов – Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Розанова, П. Флоренского. Печатаются книги писателей-эмигрантов – С. Довлатова, В. Синявского, А. Зиновьева, Саши Соколова. Любители поэзии получили возможность лично познакомиться с известными на Родине, а также созданными за рубежом новыми произведениями русского поэта И. Бродского. После двадцатилетней вынужденной эмиграции вернулся в Россию великий русский писатель А.И. Солженицын. В 1993 году прозаику В. Маканину была присуждена премия Букера. Букеровская преемия (англ. Booker Prize) - одна из самых престижных наград в мире английской литературы, которая присуждается авторам, проживающим в одной из стран Содружества наций: Ирландии или Зимбабве. Роман должен быть написан на английском языке. Победителю вручается чек на сумму 21 тысяча фунтов стерлингов. Вслед за этим редакция «Независимой газеты» учредила отечественную премию «Антибукер», которая должна присуждаться по ряду номинаций ежегодно. Литературными премиями отмечены работы писателей Ю. Давыдова, М. Харитонова, С. Гандлевского, О.Чухонцева, А. Сергеева, В. Пелевин.

В этот период продолжали публиковаться произведения выдающихся деятелей культуры В. Шаламова, Н. Эрдмана, В. Гроссмана, которые прежде подвергались политическим репрессиям в годы сталинского режима. В этот период расширяются контакты с соотечественниками-эмигрантами, успешно проходили конгрессы, встречи с известными деятелями культуры, живущими за пределами России. В Москве стали ежегодно проводиться Дни славянской письменности и культуры. Это время, когда происходит осмысление возвращенных культурных ценностей. В июне 1993 года вышел Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина «О создании международного фонда возрождения Валаамского архипелага и Спасо-Преображенского монастыря». Следует отметить, что Российской академией наук и Российско-американским университетом в Москве был организован и проведен «круглый стол» «Возрождение России: концепция и реальность», в работе которого приняли участие: В. Аксенов, В. Буковский, А. Зиновьев и другие отечественные ученые, политики и деятели культуры. Это время ознаменовано тем, что в культурно-созидательный процесс активно включаются новые социальные слои. Началось возрождение традиций российского меценатства. Крупнейшие финансово-промышленные группы «РИНАКО», Банк «СБС-Агро», «Российский кредит», группа «Альфа» и другие собирали коллекции произведений современных художников-авангардистов, устраивали концерты звезд мировой эстрады. Организованные совместные предприятия оказывали помощь отечественному кинематографу. Московская конференция промышленников и предпринимателей учредила стипендию имени Е.Р. Дашковой лучшим студенткам и аспиранткам Российской академии наук и Московского государственного университета, а также Ассоциация автопромышленников, и прежде всего «Логоваз», - премию «Триумф», присуждаемую за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства. В 1997 году при поддержке правительства Москвы страховая группа «НАСТА» и Российский промышленный баек учредили национальную актерскую премию «Кумир». Признание и общественный резонанс вызвало появление национального театрального конкурса «Золотая маска» и актерской награды «Хрустальная Турандот». Это время отмечено тем, что началось формирование законодательных основ меценатства. Однако в целом покровительство Российской культуре носит лишь локальный характер.

Государство в этот период также оказывало поддержку отечественному искусству и культуре. В 1995 году завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи. К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историко-мемориального музейного комплекса. Присуждались Государственные премии в области литературы, искусства, науки и техники. В июле 1993 года были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». По инициативе правительства началась работа, связанная с обменом и возвращением культурных ценностей, утраченных нашей страной в период бурных политических катаклизмов XX столетия. Еще летом 1992 года была образована Государственная комиссия по реституции (восстановлению) культурных ценностей, создавалась законодательная база этого процесса. Вместе с тем прилагались усилия к тому, чтобы сделать доступными для всеобщего обозрения сокровища мировой культуры, долго скрываемые в музейных запасниках. Так, в 1995-1998 годах в Москве в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Санкт-Петербурге в Эрмитаже прошли выставки произведений искусств, ввезенных в СССР после Второй мировой войны (впервые была продемонстрирована коллекция предметов из золота «Сокровища Приама», собранная археологом Г. Шлиманом). Также под эгидой российского федерального и московского правительства широко проводились юбилейные торжества, посвященные 850-летию Москвы (осень 1997 год) и 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (лето 1999 год).