logo
История искусства и культуры II часть

§3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)

В основе политики в области искусства и культуры в СССР в этот период лежали догматические представления о роли творческой интеллигенции, которая должна своими произведениями мобилизовать советской народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. Все деятели советской культуры должны были вносить свой вклад в создание атмосферы жизнеутверждающего подъема, рисуя лишь положительные стороны жизни советского общества. В среде советской интеллигенции, считавшей, что после Великой Победы возврат к довоенному курсу идеологического диктата невозможен, крушение этих иллюзий вызвало разочарование.

Началом кампании по борьбе с «искажениями» линии партии в области культуры стали постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» и от 4 сентября 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь».

Преследовались многие известные советские писатели и поэты; А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, Ю.Герман, которые обвинялись в безыдейности и аполитичности. Подвергались гонениям талантливые деятели советсекого кинематографа, как Л. Луков, С. Эйзенштейн. В. Пудовкин, Г. Козинцев. В этот период сократилось количество новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, резко ломались художественные традиции.

Следует отметить, что вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата в этот период стали тормозом для развития гуманитарных наук. На развитие науки, литературы и искусства отрицательную роль оказала кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни.

Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс. Партийные деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 года дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 года) и по политэкономии (1951 года) принял участие сам И.В. Сталин. Все эти меры призваны были «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального подчинения, успевшую за годы войны качественно измениться.