logo
История искусства и культуры II часть

§5. Архитектура - художественный стиль модерн

Всю вторую половину XIX века европейские художники и зодчие, критики и обыватели ждали появления нового стиля, настойчиво призывали создать его, связывая с ним далеко идущие надежды на обновление жизни. Наскучивший прагматизм стал вызывать желание художественной новизны, отличающейся от буржуазного меркантилизма. Однако когда новые формы наконец появились, их фактически никто не принял. Никакого особого ликования рождение нового стиля не вызвало, более того, критика начала упрекать его в пошлости и сиюминутности. Недоверие к модерну вызывали его очевидный индивидуализм и сам способ изобретения — не в результате длительной эволюции, что было бы закономерным, а в результате индивидуального творческого акта. Однако, несмотря на негативную точку зрения, в России началось творческое осмысление нового стиля. Несмотря на психологическую готовность к революционным переменам в искусстве, модерн в Россию пришел с заметным опозданием, его время в среднем приходится на 1898-1912 годы. В Москве, например, этапы стилистического развития модерна выглядят так: 1898-1902годы - зарождение; 1903-1907годы - наибольшее распространение; 1908-1912 годы - быстрое исчезновение стиля из архитектурной практики. Необходимо отметить, что новый стиль появился в России под названием «декадентства», продержавшимся целых четыре года (до 1903). Однако это не сулило ему благополучной судьбы. Слово «декадентство» в России имело особенно презрительный оттенок. Применение термина «декадентство» к архитектуре является русским изобретением. Художественные критики начала века отмечали, что подобный эпитет приложим лишь к поэзии и к литературе, а не к стилю в архитектуре. Одно из самых первых упоминаний о новом стиле в России относится к 1899 году. «Неделя строителя» благодушно писала: «Декадентство в архитектуре начинает появляться и у нас. Особенно широкие споры о новом стиле развернулись в 1902 году, когда в различных изданиях появилось сразу несколько программных статей. Кстати, с этого времени «новый стиль» «модерн» и начал постепенно вытеснять название «декадентство». Отметим, что 1902 год был началом широкого распространения модерна в архитектуре обеих столиц, тогда же появились его первые интересные произведения. Однако в глазах современников, подражательность западноевропейским образцам была одним из самых характерных свойств нового стиля «модерн» в России. Ситуация смены стилей, конечно, осложнялась тем, что требовалась замена классицизму. Классицизм обладал стройной системой форм, образов, символов, которой трудно было предложить альтернативу, поскольку искусство классицизма имело четко обозначенный идеал - великое классическое искусство древних. Его постоянное присутствие ощущалось и в послеклассический период. Даже стили эклектики восходили к неким идеализированным прообразам. Сознательный отказ от них оказывался на деле чрезвычайно болезненным и лишал поиски нового стиля привычных ориентиров. Попытки западных теоретиков и архитекторов опереться на готическое искусство как определенную идеализированную систему, противоположную классицизму (назовем имена Д. Рескина, У. Морриса, А. Ван де Вельде), хотя и были приняты к сведению в России, все же не могли здесь всерьез повлиять на процесс стилеобразования. Православная культура не могла избрать своим идеалом католические соборы, как бы ни были совершенны и рациональны их формы. Вот почему модерн в России, даже в большей степени, чем в Европе, стал стилем без идеала. Это хорошо чувствовали современники, поскольку изобразительный ряд модерна включил многие непривычные внеисторические элементы и, прежде всего, небывалое доселе многообразие природных форм. Впервые перед широкой публикой предстали тысячи видов животных и растений от одноклеточных организмов до млекопитающих, изумившие всех разнообразием, красотой и изяществом форм и цвета. Зодчие довольно быстро превратили эти формы в изобразительные средства. Следует отметить, как модернистская орнаментика воспринималась публикой: «Вместо домов груды и массы камня, вместо комнат гроты наподобие нор, с украшениями из всякого рода чудовищ, страдающих дурными болезнями мужчин и уродливых женщин. Во внутреннюю обстановку жилищ они внесли мир земной и подземный». Формы нового стиля исходили и из природы человека, его страстей и пороков, что, в свою очередь, нередко делало их грубыми и пошлыми. Вылепленные скульпторами со своих реальных подружек, смазливые полуобнаженные девицы с пышными бюстами, игриво поглядывающие на прохожих со стен и карнизов новостроек, были в определенной степени пощечиной общественному вкусу,

Однако следует отметить, что крупнейшие советские архитекторы И.А. Фомин и И.В. Жолтовский, начинали свой путь именно с модернистских опытов.

Представителем стиля модерн в архитектуре был выдающийся русский архитектор Ф.И. Лидваль.

Лидваль Фёдор Иванович (1870-1945гг.), русский архитектор шведского происхождения, родился 20 мая 1870 года в Петербурге, в семье шведского подданного Иоганна Лидваля, известного в Петербурге портного, мастера высокого класса, увлекающегося литературой и искусством. Мать, Ида Лидваль, была датчанкой по происхождению, дочерью столяра-краснодеревщика. Своё первое образование будущий архитектор получил в начальной школе при церкви святой Екатерины (архитектор Ю. Фельтен), что на Васильевском острове. В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль учился в петербургской Академии художеств. Его учителем был Л. Н. Бенуа. В 1909 стал Академиком архитектуры. В 1917 году уехал в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом. Работы Ф.И. Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Дом архитектора Лидваля, построенный зодчим по заказу матери на Каменноостровском проспекте (1902-1904гг.), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. В этом доме жил и сам архитектор до своей вынужденной эмиграции в 1917 году. В здании Азовско-Донского банка (1907-1913гг.) на Большой Морской уже видна свойственная Ф.И. Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами). Ф.И. Лидваль строил здания Азовско-Донского банка также и в других городах (Москва, Астрахань, Киев, Харьков). Начало 1910-х годов было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте (1910г.) и Толстовский дом на Троицкой улице, другим фасадом выходящий на набережную Фонтанки дом 54 (1910-1912гг.). Здесь видны элементы, присущие только ему: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений. Наиболее значительной работой Ф.И. Лидваля является гостиница «Астория» на Исаакиевской площади (1910-1914гг.). Гостиница в стиле «модерн» соседствует с Исаакиевским собором и зданиями первой половины XIX века, но нисколько не противоречит им. В 1913-1914 годах Ф.И. Лидваль реконструировал интерьер здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. Следует отметить, что архитектор не только проектирует и строит, но и принимает участие в многочисленных конкурсах, занимается педагогической деятельностью (ведёт архитектурное проектирование на архитектурном факультете Женского политехнического института), издательской деятельностью (принимает участие в выпуске архитектурно-художественного еженедельника), участвует в работе судейских конкурсных комиссий. В 1918 году Ф.И. Лидваль уехал в Стокгольм, где находилась его семья, выехавшая из Петербурга в октябре 1917 года. Лидваль Ф.И. в Россию уже не вернулся. Он скончался в Стокгольме 14 марта 1945 года.

Блистательным представителем модерна является Ф.О. Шехтель.

Шехтель, Франц Адольф (Фёдор Осипович) (1859-1926гг.), русский архитектор, представитель русского модерна. Родился в Саратове 26 июля (7 августа) 1859 в семье инженера. В 1875-1877 годах посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А.С.Каминского и К.В.Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, вместе со своим другом Н.П.Чеховым (братом А.П.Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей. До начала 1890-х годов работал и собственно в театре, оформляя спектакли под руководством художника К.Ф.Вальца (Большой театр) и антрепренера М.В.Лентовского (народный театр «Скоморох»). Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища. В 1915 года был крещён в православие и принял имя Федора. Жил в Москве. К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Ф.О. Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налетом романтической фантастики доминирует в особняке Морозовой на Спиридоновке (1893г.), ряд других зданий - таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901г.), московский Ярославский вокзал (1902г.), - решены в «неорусском» духе. Ф.О. Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учетом современных функций. Зачастую облик здания строится, как в известнейшей его постройке — особняке Рябушинского на Малой Никитской (1900г.) - на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Среди других значительных работ архитектора - собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896г.), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901г.), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901г.), перестройка Художественного театра (1902г.). Благодаря Ф.О. Шехтелю он обрел свой «фирменный» дизайн; банк Рябушинских на Биржевой площади (1903-1904гг.), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912г.). В последних трех случаях артистический изыск уступил место рациональному модерну - с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А.П.Чехова стали выстроенные по проекту Ф.О. Шехтеля библиотека и музей писателя в Таганроге (1910г.). После Октябрьской революции 1917 года зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Продолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище).

Умер Фёдор Осипович Шехтель в Москве 7 июля 1926.