logo
История искусства и культуры II часть

§5. Живопись первой половины XIX века

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило процесс достижений отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа её деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств.

Выдающимся представителем академической школы этого периода был Брюллов Карл Павлович (1799-1852гг.). Выдающийся русский живописец К.П.Брюллов родился в Петербурге, в семье преподавателя Императорской Академии художеств. В возрасте десяти лет он поступил в Академию художеств. Картина «Нарцисс», написанная Брюлловым в 1819 году, обратила на себя внимание его современников. Дипломной работой художника стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», которая принесла ему не только аттестат I степени Академии художеств, но и большую золотую медаль. В 1822 году с братом Александром, впоследствии известным архитектором, Карл Брюллов отправился в Италию, где проработал почти четырнадцать лет. Это был самый плодотворный период его творчества: жанровые композиции, портреты и живописный шедевр «Последний день Помпеи» принесли художнику европейскую известность. В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств. В Петербурге художник создал неповторимую галерею портретов своих современников: Н.В.Кукольника, В.А.Жуковского, сестер Шишмаревых, А.Н.Струговщикова, Ю.П.Самойловой с Амалией Пачини и ряд других. Он работал над исторической композицией «Осада Пскова войсками Стефана Батория», к сожалению, так и оставшейся незавершенной. С 1843 по 1847 год К.П.Брюллов принимает участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Художник подготовил эскизы росписей аттика под барабаном главного купола и парусов барабана, роспись плафона «Богоматерь во славе». Однако обострение болезни легких вынудило его просить разрешения прервать работу и отправиться для лечения в Италию. Второй итальянский период жизни К.П.Брюллова короткий – около трех лет. Похоронен художник недалеко от Рима. В своей выдающейся картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета.

Карл Павлович Брюллов скончался 11 (23 по новому стилю) июня 1852 года в местечке Манциана под Римом. Великий художник похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.

Начало XIX века в русской живописи - время расцвета романтизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портретной и пейзажной живописи.

Кипренский Орест Адамович (1782-1836гг.), выдающийся художник-портретист, представитель романтического направления русского искусства, родился в усадьбе около села Копорье Ораниенбаумского уезда. Незаконнорожденный сын крепостной крестьянки помещика Дьяконова, Анны Гавриловой, выданной замуж за дворового человека Адама Швальбе, заменившего ребенку отца. Свою фамилию мальчик получил вместе с вольной. В 1788 году Дьяконов поместил его в Академию художеств, где Кипренский в течение девяти лет находился в Воспитательном училище, а затем в классе исторической живописи, в котором преподавали Г. И. Угрюмов и декоративный живописец Г. Ф. Дуайен. Получив хорошее академическое образование, О.А. Кипренский оставил занятия исторической живописью и стал портретистом. Ранние портреты художника отмечены романтическим влиянием современных европейских художников: контрастное освещение, подчеркивающее скульптурную лепку лица, его эмоциональную напряженность, свободный костюм, абстрактный, но насыщенный живописным движением фон.

Карандашный портрет О.А. Кипренского - отдельная тема творчества, связанная с романтическим мироощущением. Карандаш оставляет зарисовку «милого образа», и его след на бумаге не вечен. Мужские портреты карандашом исполнены у О.А. Кипренского в более сдержанной манере, чем женские, он насыщает их тоном, утяжеляет, придает материальность. Первой работой, приобретшей известность, был «Портрет Адама Швальбе» - на петербургской выставке 1804 года он «заслужил лестную похвалу знатоков». В 1805 году О.А. Кипренский получил Большую золотую медаль за историческую картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», написанную в академических традициях. По различным обстоятельствам он не смог воспользоваться правом на заграничную поездку и остался в Петербурге.

Работы этого времени свидетельствуют о разнообразии его исканий (портреты И. В. Кусова, А. Р. Томилова, А. И. Корсакова - все три в 1808 году, «Автопортрет» - 1808 год).

В 1809 году О.А. Кипренский в качестве помощника скульптора Мартоса уехал в Москву, где сблизился со многими выдающимися представителями московской дворянской интеллигенции: Ростопчиными, П. А. Вяземским и др. Здесь написаны портреты Челищева (1810-1811гг.), Е. П. Ростопчиной (1809г.), Е. В. Давыдова (1809г.).

В 1812 году О.А. Кипренский возвратился в Петербург, в том же году получил звание академика. В период Отечественной войны он выполнил множество графических портретов участников войны: А. Р. Томилова (1813г.), Е. И. Чаплица (1813г.), П. А. Оленина (1813г.) и многих своих современников. В 1816 году О.А. Кипренский получил возможность поехать за границу и в 1816-1823 годах жил в Италии. Знакомство с многочисленными памятниками классической древности и с современной художественной жизнью Европы лишили О.А. Кипренского уверенности в своих силах, он пережил определенный творческий кризис. Длительная работа над картиной «Анакреонова гробница» (1821г.) не принесла успеха. Наиболее удачные произведения итальянского периода – «Портрет А. М. Голицына» (1819 г.) и «Автопортрет» (1819г.), заказанный Флорентийской Академией искусств для галереи Уффици. В 1823 году художник вернулся в Россию, но его талант, несмотря на отдельные творческие удачи, уже не обрел прежней силы. Лучшее произведение, выполненное на родине, - «Портрет А. С. Пушкина» (1827г., ГТГ). В своих работах выдающийся художник отобразил богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и переживания. Личные переживания и тяжелая обстановка в Петербурге после подавления восстания декабристов побудили его снова уехать в Италию. Там он провел последние годы жизни.

Орест Адамович Кипренский умер в 1836 году в Италии и похоронен в Риме.

Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей характерны для творчества художника В.А. Тропинина.

Тропинин Василий Андреевич (1780–1857гг.) - русский художник, портретист, жанрист. Родился в селе Карповке Новгородской губернии 19 марта 1780 года. Отец его был управляющим в имении графа А. С. Миниха; будучи крепостным, он получил вольную от своего владельца за хорошую службу, что, однако, не избавило от крепостного состояния его детей. В качестве приданого за дочерью Миниха будущий художник еще в детстве перешел во владение графа И. И. Моркова. Последний, несмотря на очевидные художественные способности В.А. Тропинина, отдал его в обучение петербургскому кондитеру. Лишь в юношеском возрасте будущий портретист получил разрешение посещать Академию художеств, в которую, ввиду крепостного положения, был зачислен «посторонним учеником». Обучаясь у С.С. Щукина, В.А. Тропинин своими успехами вскоре обратил на себя внимание. Из боязни, что ценители таланта юноши начнут хлопотать об его освобождении от крепостного состояния, Морков не дал ему кончить академического курса и отозвал в имение Кукавку Полтавской губернии. Здесь В.А.Тропинин выполнял обязанности лакея и кондитера,но, кроме того, имел многочисленные заказы на художественные работы, благодаря которым приобретал мастерство и все большую известность как портретист. В 1800-1810-е годы В.А. Тропинин пишет на Украине портрет «А.Тропининой» - жены художника (ГТГ), а также портреты членов семьи Морковых (1810-е гг., ГТГ). Художник много писал с натуры украинских крестьян, девушек, а также жанровые сцены (например, «Свадьба в Кукавке», ГТГ). Украинские впечатления питали творчество мастера и впоследствии, послужив материалом для таких образов, как «Пряха», «Мальчик с жалейкой». К замечательным работам В.А. Тропинина относится «Портрет сына» (ок. 1818 г., ГТГ).

В 1823 году художник наконец-то получил свободу и вскоре представил в Совет Академии на соискание звания академика три картины: «Кружевница», «Старик нищий» и «Портрет художника Е. О. Скотникова». Однако просимое звание он получил через год за «Портрет медальера Леберехта». В.А. Тропинин отверг предложение остаться в Петербурге. «Всё-то я был под началом, да опять придется подчиняться то Оленину, то тому, то другому... нет, в Москву», - говорил он. В Москве прошла вся дальнейшая жизнь мастера. Здесь в 1820—1830-е годы написаны многие значительные его работы: портреты Булахова, Равича, жанровые портреты крестьян (например, «Крестьянин, обстругивающий костыль», 1834г., ГТГ) и др.

В 1827 году по заказу С. А. Соболевского, друга А. С. Пушкина, он написал известный портрет поэта «Пушкин А.С.». В.А. Тропинин любил показать человека за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Всего В.А. Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

Василий Андреевич Тропинин скончался 3 (15) мая 1857 году в Москве. Великий живописец похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэтические сцены сельского быта и труда отабразил в своём творчестве основоположник крестьянского жанра А.Г. Веницианов.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847гг.) Художник-живописец, мастер бытового жанра, произведений на тему крестьянской жизни, В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Художник творил в жанре портрета, также являлся литератором. Алексей Гаврилович Венецианов был первым художником в истории русского искусства, который не только изображал быт крестьян, но и создал поэтический образ крестьянской России, показал единство русского человека и окружающего гармонического мира.

Венецианов - мастер парадоксальный, совмещающий в себе противоречивые начала и добивающийся их гармоничного единства. Он пишет произведения маленького размера, традиционно - еще со времен малых голландцев - предназначенные для украшения жилых помещений. Подобно старым мастерам, он внимателен к деталям и с их помощью создает любовное изображение быта.

А.Г. Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ – «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802г.). В 1807 году А.Г.Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Владимира Лукича Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров. В 1811 году представленная работа «Автопортрет» доставила автору первое академическое звание, а за «Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками» художник получил звание академика. Помимо портретной живописи, А.Г.Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И.И.Теребеневым и И.А.Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался художник и к литографии, в то время только что изобретенной.

В 1810-е годы формируется мировоззрение А.Г.Венецианова. Он - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методу взаимного обучения - легальной организации «Декабристский Союз благоденствия». Члены Общества были последователями философов-просветителей XVIII века, декабристы полагали, что «миром правят мнения». Общественное мнение - вот сила, которой надо овладеть. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году А.Г.Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении - Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления. После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги на обучение молодых бедных людей по своему новому методу. Ученики А.Г. Венецианова, в ряде случаев крепостные, жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку «Общества поощрения художников». Официальные академические круги относились к деятельности А.Г.Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от поставленных простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей.

Алексей Гаврилович Венецианов умер внезапно в 1847 году от несчастного случая в дороге, опрокинувшиеся на крутом повороте сани нанесли ему смертельный удар.

Значительное место в русской живописи занимает творчество А.А.Иванова. Основная идея его главной картины «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился более 20 лет, - необходимость духовно-нравственного обновления человека.

Иванов Александр Андреевич (1806-1858гг.), выдающийся русский живописец, пейзажист, портретист, родился 16 (28) июля 1806 года в Петербурге, в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова. Он дал сыну первоначальную подготовку в рисунке и живописи и имел большое влияние на его дальнейшее развитие. В 1817 году, одиннадцати лет от роду, подготовленный отцом, Александр Иванов поступает в Петербургскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика и, в отличие от воспитанников Академии, продолжает жить в семье. С юных лет он обнаруживал поразительные успехи, его работы давали повод подозревать, что он выполнял их с помощью отца. Первый свой успех художник переживает в восемнадцать лет; за картину на сюжет «Илиады» Гомера «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824г., Государственная Третьяковская галерея) ему присуждают Малую золотую медаль. При окончании академического курса ему была задана программа «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827г., Государственный Русский музей), принесшая ему Большую золотую медаль. Однако в трактовке темы академическое начальство неожиданно увидело политические намеки. Библейский рассказ о жестоком египетском фараоне, казнящем людей, показался напоминанием о расправе над декабристами, так как художник изобразил Иосифа как бы указывающим рукой на скульптурные барельефы со сценой египетской казни. «Это дело мне чуть ссылки не стоило», - вспоминал впоследствии Александр Иванов. За неимением доказательств эпизод был замят, но художнику пришлось делать новую работу - картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829г., Государственный Русский музей). В 1830 году на средства Общества поощрения художников А.А. Иванов едет в Италию в качестве пенсионера, посещает Австрию и Германию. В 1831-1858 годах он постоянно жил в Италии. Изучение античных памятников и живописи великих мастеров нашло отражение в его картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1834гг.), находится в Государственной Третьяковской галерее. С самого начала пребывания за границей А.А.Иванов стремился найти значительную тему. Мысль о художественном воплощении евангельской легенды, повествующей о пришествии Мессии, возникла у него уже в начале 1830-х годов. Но он не сразу счел себя подготовленным к реализации этого замысла и в качестве приближения к теме приступил к двухфигурной композиции «Явление Христа Марии Магдалине» (1835г.), находится в Государственном Русском музее. В этой работе художнику удалось создать жизненный образ Магдалины, передать сложность и искренность ее чувств. Картина была отправлена в Петербург, имела большой успех и доставила художнику звание академика (1836г.).

Жизненным подвигом художника стала 20-летняя работа над огромной картиной «Явление Христа народу» (1837-1857гг.), находится в Третьяковской галерее. Евангельский сюжет А.А.Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; где каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл. Созданию грандиозного полотна (40 кв.м.) предшествовала огромная подготовительная работа. Художник исполнил более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки. Эти этюды явились замечательной школой реализма и для последующего поколения художников. Картина «Явление Христа народу» осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.

В последнее десятилетие жизни А.А. Иванов работал над циклом «Библейских эскизов» (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), явившимся новым выдающимся достижением в его творчестве.

Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Выставленная в залах Академии художеств картина «Явление Христа народу» и многочисленные этюды к ней были приняты холодно. Резкая и несправедливая критика обрушилась на художника.

Однако в Петербурге художник прожил всего шесть недель. Жизнь А.А. Иванова оборвалась внезапно. Великий живописец умер от холеры 3 (15) июля 1858 года на квартире у С.П. и М.П. Боткиных.

Александр Андреевич Иванов похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А.Федотов, ученик К.П. Брюллова.

Федотов Павел Андреевич (1815-1852гг.) - русский живописец и график. П.А. Федотов ввел в бытовой жанр драматическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатирически и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, еще анкор!», «Вдовушка» проникнуты острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А.Федотов великий художник-живописец, рисовальщик и, по словам А.Н. Бенуа, «одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства». Основатель критического субъективного реализма явился прямым предшественником художников-передвижников.

П.А.Федотов не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 году поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии в Финляндском полку (1834г.), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

Павел Андреевич Федотов - офицер, оставивший армию ради искусства. Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Посещение вечерних классов при Академии Художеств и настойчивая самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844г.).

Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине – «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846г.). Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получал, делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.

Таким образом, он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Портреты-этюды художник продолжал исполнять и позднее; например, «Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно» (1849г.), - этот и другие были признаны выдающимися.

Картина «Свежий кавалер» - первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Эта работа примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность («поучать, обличая»), в построении - перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечерненность. Но уже в следующей картине – «Разборчивая невеста» (1847г.), представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, П.А.Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкостью психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог П.А.Федотову ценными советами.

Вершиной творчества П.А.Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – «Сватовство майора» (1848). По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по-театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в «Сватовстве майора», надолго вошел в практику русских художников. Картина принесла художнику-любителю звание академика «по живописи домашних сцен» (184г.).

Триумф «Сватовства майора» был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.

В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере можно отнести понятие «фантастический реализм».

Картину «Вдовушка» он исполнил в разных вариантах (1851-1852гг.), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели - показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине «Анкор, еще анкор!» (1851-1852гг.) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В картине «Игроки» (1852г.) П.А.Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX веков (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж «Зимний день. 20-я линия Васильевского острова», он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи.

Художник был известен своими маленькими полотнами на сюжеты из жизни «бедных людей»: горожан, чиновников, служащих, военных, купцов и мещан. Воистину Павел Андреевич создал настоящую энциклопедию русской городской жизни своего времени! Но и сам художник был частью этой жизни, как и его герои: он любил уличных музыкантов и представления в театрах.

Жизнь Павла Андреевича Федотова закончилась трагически - в больнице для душевнобольных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице, приятели выхлопотали перевод его, осенью 1852, в больницу «Всех скорбящих на Петергофском шоссе», где он и умер.

Имя Павла Андреевича Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за «Сватовство майора», в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали и воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически. Однако прошло время, и вот уже теперь прояснился смысл, и определилось значение его удивительных прозрений.