logo search
История искусства и культуры II часть

§2. Архитектура второй четверти XVIII века

В архитектуре на смену практическому и рациональному стилю петровского барокко пришёл пышный и нарядный стиль дворцов зрелого барокко, самым видным представителем которого был Бартоломео Франческо Растрелли. Он явился автором знаменитого Зимнего дворца, Смольного собора, Смольного монастыря, дворца в Царском Селе и других многочисленных построек. Растрелли, Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771гг), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

Родился в Париже, в семье итальянского скульптора Б.К.Растрелли. В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725-1730 годы учился за границей, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721-1727гг.). Назначенный в 1730 году придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, так называемый третий Зимний дворец в Петербурге (1732-1736гг.). В 1736-1740 годы построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Б.Ф.Растрелли стал деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741-1744гг.). Впоследствии это здание разобрали при возведении Инженерного замка. Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами, умеренным применением скульптуры и ещё не отходило слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора. Б.Ф.Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка XVIII века).

Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745-1757 годы архитектор руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (интенсивно-бирюзовая). Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной и в то же время продуманной масштабностью. Отметим, что в царскосельском парке Растрелли Б.Ф., в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот». В 1754-1762 годы по проектам Б.Ф. Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.

Среди других произведений Растрелли - Воронцовский (1749-1757гг.) и Строгановский (1752-1754гг.) дворцы в Петербурге. Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747-1750 годы он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Позднее архитектор украсит интерьер Воскресенского собора богатым лепным убранством. Б.Ф. Растрелли также создаёт проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748-1767годы вел И.Ф.Мичурин. Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748-1764гг.) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора. Воскресенский собор, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетает в себе западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию). Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

В Москве в этом же стиле работал архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, построивший колокольню Троице-Сергиевой лавры, несохранившиеся Красные ворота.

Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774гг.). Д.В.Ухтомский рано проявил себя одаренным архитектором и умелым художником-декоратором. В связи с коронацией Елизаветы Петровны он в 1742 году выполнил в нескольких вариантах проект Триумфальных ворот на Тверской улице, а также декоративное оформление коронационных празднеств - на Ивановской площади в Кремле с «бассейнами и каскадами для фонтанов» и торжественной иллюминацией. В 1742 году, по аттестатам находившихся в Москве известных архитекторов Коробова, Земцова, Шумахера, Бланка Ухтомскому был пожалован ранг гезеля архитектуры, и он был зачислен в команду переехавшего из Петербурга в Москву Ивана Коробова. После ухода Коробова с работы и смерти Бланка, служившего в полицмейстерской канцелярии, Ухтомский, как наиболее знающий и достойный московский зодчий, в 1745 году был произведен в архитекторы. Приступив к постепенному упорядочению хаотически разросшегося к началу XVIII века города, Д.В.Ухтомский сосредоточил свое основное внимание на жилой застройке - городских усадьбах, которые тогда преобладали в Москве.

Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский использовал в подмосковной усадьбе Трубецких (1750-1753гг.), расположенной на высоком берегу Москвы-реки близ Нескучного сада. Это был небольшой, искусно разработанный усадебный ансамбль, включающий жилые строения, регулярный парк с различными садовыми устройствами и природный ландшафт - лес, пруд, реку, широкие просторы с виднеющейся вдали Москвой. Крупным произведением Д.В. Ухтомского был каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную (1751-1757гг.), сооруженный вместо деревянного, который затоплялся во время паводков. Уже во время строительства каменного моста зодчий расширил свой первоначальный замысел. Он разработал проект торговых лавок, которые должны были дополнить собой строение моста, составить вместе с ним представительный ансамбль. Предусматривалась также перепланировка близлежащих улиц. В связи с приездом Елизаветы Петровны в Москву Д.В.Ухтомский выполнил проект и построил близ Лефортовского дворца здание Сената в Немецкой слободе (1753-1757гг.). Новатор, убежденный поборник современной ему архитектуры, Д.В.Ухтомский смело проектировал рядом с древними памятниками Москвы сооружения, выполненные в формах русского зодчества нового времени. Показателен его проект перестройки части здания старых приказов для временного размещения Сенатской конторы и проект переустройства Ивановской площади (1754г.). Вся композиция и обрамление площади были выдержаны в духе барочного декора. Д.В. Ухтомский строил и культовые сооружения: церковь на Лазаревском кладбище (1748-1750гг.), колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740-е годы). К лучшим культовым строениям архитектора относится прославленная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741-1770гг.). При посещении лавры Елизаветой Петровной в 1753 году, Ухтомский Д.В. поднес ей для утверждения проект перестройки колокольни, возводимой первоначально по чертежам И. Шумахера. Императрица одобрила замысел зодчего, который представил колокольню в виде высотного триумфального строения, отвечавшего идеям и вкусам времени. Д.В.Ухтомскому удалось без существенных изменений уже построенной части превратить заурядное, маловыразительное сооружение в высокий образец архитектурного творчества XVIII столетия как один из совершенных ее памятников. В 1753 году Д.В. Ухтомскому было поручено построить каменные Красные ворота вместо сгоревших деревянных ворот, возведенных Земцовым к коронации Елизаветы Петровны. Они стояли на пересечении бывшей Мясницкой и Садовой улиц. В своем проекте Д.В.Ухтомский сохранил основные членения и состав декора предшествующих деревянных строений, живописность их облика. Но формы новых ворот при переложении их в камень приобрели монументальность и иной архитектурный смысл. Произведением, которое ярко выразило тесную связь Д.В.Ухтомского с современностью и вместе с тем его устремления к будущему, был проект Госпитального дома и Дома Инвалидов - одна из последних крупных работ зодчего. Идея создания казенного учреждения для раненых и инвалидов, для сирот погибших воинов возникла в годы Семилетней войны с Пруссией. Первоначально предполагалось строить Дом Инвалидов в Казани, но затем было решено создать его в Москве. Он мыслился в духе прославленного Дома Инвалидов в Париже. В проекте Дома Инвалидов, выполненного Д.В.Ухтомским (1758-1759гг.), от парижского прообраза сохранился лишь общий замысел композиции и соотношения ее основных частей. В центре возвышался величественный собор, а по сторонам размещались лечебные и жилые корпуса, скомпонованные в крупные симметричные блоки. В остальном архитектурные формы, художественный образ и идеи, вложенные в проект зодчим, были независимы от исходного образца. Для возведения комплекса сооружений было намечено место на берегу Москвы-реки, в районе Симонова и Даниловского монастырей. В проекте ансамбля Дома Инвалидов, в котором слились все, казалось бы, противоречивые тенденции творчества Д.В. Ухтомского, приобрели подлинное единство «регулярность» и «великолепие» - характерные свойства русской архитектуры середины XVIII-го столетия. В исторической перспективе проект Госпитального дома и Дома Инвалидов можно рассматривать как недостающее звено в общей цепи сооружений и ансамблей общественного назначения XVIII - начала XIX века. Этот проект Д.В.Ухтомского явился предшественником общественных ансамблей будущего, осуществленных учениками зодчего - прежде всего Матвеем Фёдоровичем Казаковым, а затем мастерами Петербурга и Москвы.

Д.В.Ухтомский скончался в 1774 году.