logo search
История искусства и культуры II часть

§11. Музыка конца XIX - начала XX веков

Существенные изменения в начале XX века произошли и в музыке. Открылись консерватории в Саратове, Одессе, Киеве, наряду, с уже действующими в Москве и Петербурге. Появились формы музыкального «внешкольного образования»: в 1906 г. в Москве при содействии русского композитора, педагога, пианиста, учёного, музыкального общественного деятеля С. И. Танеева (1856-1915гг.) была открыта народная консерватория.

В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, повышался интерес к внутреннему миру человека, философско-этическим проблемам. Знамением времени стало усиление лирического начала в музыке.

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908гг.) русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик - в этот период является основным хранителем и представителем творческих принципов «Могучей кучки». Композитор написал полную лиризма и драматизма оперу «Царская невеста» (1898г.), затем «Сказка о царе Салтане» (1900г.), «Сервилия» (1902г.), «Кащей бессмертный» (1902г.), «Пан воевода» (1904г.), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907г.), «Золотой петушок» (1909г.).

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве русского композитора, пианиста, дирижёра С. В. Рахманинова (1873-1943гг.) и русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина (1872-1915гг.). Оба они были выпускниками Московской консерватории. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, С.В.Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П. И. Чайковского. Идейно-художественный мир А.Н. Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием.

В начале XX столетия центрами музыкальной жизни России были Мариинский (Санкт-Петербург) и Большой (Москва) театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью Московской частной русской оперы (С. И. Мамонтова, а затем — С. И. Зимина). На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант выдающегося русского оперного, камерного певца (высокий бас) и актера Ф. И. Шаляпина (1873-1938гг.), занимавшегося также живописью, графикой и скульптурой. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал А.М. Горький (Пешков) (1868-1936гг.).