logo search
История искусства и культуры II часть

§7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны изменилась жанровая структура изобразительного искусства. На первый план вышла графика, плакат, карикатура, фронтовая зарисовка. Художники своим искусством помогали народу в смертельной схватке с врагом.

Первыми откликнулись на военные события художники – плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», в котором звучит уверенность в победе. Кукрыниксы использовали контрастное противопоставление героического образа бойца карикатурно – сатирическому изображению хищника – Гитлера.

Среди первых плакатов Отечественной войны – плакат И. Тоидзе «Родина - мать зовет!». Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката: Родина – мать зовет своих сыновей исполнить долг – защитить Отечество!

С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти!» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымового пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках – тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование – отомстить!

Широкое распространение получил плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Неслучайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни писем, в которых солдаты клялись изгнать врага, освободить свой народ. Все военные годы плакат был на передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался большой популярностью. Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города, села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской Армии входил в освобождённые города.

В годы Великой Отечественной войны развитие живописи, так же, как и других видов изобразительного искусства, отмечено новым подъемом. Отражая борьбу народа, живопись наполнилась героическим содержанием.

Одним из самых значимых образов в годы войны стал волнующий образ матери, провожающей на войну своих детей, защищающей свой дом, страну, оплакивающую гибель близких. Живописец С. В. Герасимов создал в годы войны картину «Мать партизана». Художник противопоставил внутренней пустоте фашистских захватчиков моральную и духовную силу простого человека, презирающего фашистских убийц. Олицетворением силы духа в картине выступает мать партизана. С гордо поднятой головой стоит она перед тупым фашистским офицером карательного отряда, взбешенным проявлением гордости и бесстрашия в простой русской женщине. Эти фигуры занимают главное место в картине. Борьба двух характеров, чувство уверенности в победе очень хорошо передано художником. Образ фашиста изображен С.В. Герасимовым так, что зритель отчетливо улавнивает в нем человеконенавистническую сущность.

В годы войны у художников проявился большой интерес к национальному прошлому нашей Родины. В 1942 г. П. Д. Корин написал картину «Александр Невский». «Я писал его, - рассказывал художник, - в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который встал во весь свой гигантский рост». Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943 г.), советский баталист М. И. Авилов.

В годы войны талантливые художники Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитович и Соколов Николай Александрович, которые больше известны под псевдонимом Кукрыниксы (по первым слогам их фамилий) полностью отдают свой талант разоблачению фашистских агрессоров. Они ездят по дорогам войны, беседуют с бойцами и по горячим следам создают свои произведения. 28 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки Зои Космодемьянской в деревне Петрищево Московской области. Художники Кукрыниксы 9 апреля выехали к месту гибели Зои. Нашлись очевидцы, которые рассказали о казни партизанки. В своей работе художники решили показать Зою в последние минуты перед смертью. В окончательном варианте картины «Таня» звучит тема непокорности, несгибаемой воли советского человека. В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии – символ национальной славы. И они пишут свою картину «Бегство фашистов из Новгорода» - одно из наиболее значительных полотен военного времени. В годы войны получает развитие портретная живопись. Это портреты и обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, и выдающихся военачальников, и автопортреты. Ряд выдающихся портретов создал В. Н. Яковлев. В портрете гвардии генерал – майора И. В. Панфилова (1942 г.), герой представлен в походной форме – в дубленом полушубке, в шапке – ушанке, с биноклем в руках, - на фоне фронтового зимнего пейзажа. За его спиной бойцы готовы к выполнению задания командира. Мужское волевое лицо этого человека, его пристальный взгляд создали героический образ опытного генерала.