§7. Живопись второй половины XVIII века
Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России живопись переживает серьёзные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Однако традиционное направление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, однако искусство этого периода имеет ярко выраженный национальный характер. Живопись второй половины XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. Развитию русской живописи и скульптуры во многом способствовала Академия художеств, открытая в 1757 г. Наиболее крупные достижения русской живописи связаны с искусством портрета.
Антропов Алексей Петрович (1716-1795гг.) - русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. А.П. Антропов родился 14 (25) марта 1716 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений. С 1732 года А.П. Антропов также учился в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, с 1739 г. работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. В 1742 году А.П. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Валериани Джузеппе (1708-1762гг.) живописца и театрального декоратора при дворе императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов, являясь профессором перспективной живописи в Академии наук, также работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти А.П.Антропов создаёт декорации для Оперного дома. Произведения выдающегося живописца XVIII столетия А.П. Антропова заложили основу для развития искусства портрета в России во второй половине XVIII столетия, запечатлившего образы людей своей эпохи. Антропова А. П. отличает особый стиль. Этот стиль несколько архаичен по форме – в духе парсун – портретов, несущих в себе, тем не менее, правдивость и выразительность образов. Один из лучших его портретов - портрет статс-дамы А.М. Измайловой (1759 г.). В 1760-е годы Антропов написал портреты архиепископов. Среди них «Портрет С. Кулябки». Заслуживает внимания «Портрет атамана Ф.И. Краснощёкова» (1761 г.). В 1762 году Антропов А.П. написал несколько вариантов портрета императора Петра III. В 1770 году художник создаёт «Портрет Петра I». Художник принимал участие в работах по росписи временных коронационных сооружений в Москве, созданных по случаю восшествия на трон Елизаветы Петровны. Антропов А.П. расписывал купол в новом Летнем дворце, плафоны в парадных залах Зимнего дворца, а также Андреевский собор в Киеве. В 1750-е годы несколько лет Антропов А.П. совершенствовал своё мастерство, поступив в обучение к портретисту Пьетро Ротари. Ярче всего талант художника проявился в портретной живописи. Здесь он показал себя человеком, ценящим правдивость и искренность.
В 1752 году А.П.Антропов получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли. Наиболее значительна я работа художника монументальная роспись собора «Тайная вечеря» - запрестольный алтарный образ.
Из Киева А.П.Антропов отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь художник знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 году Московского университета. И.И. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, но до основания факультета А.П. Антропов был зачислен в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у А.П.Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью И.И. Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и обучать их искусству живописи, иконописи и мастерству в создании финифти. В доме А.П. Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. К наиболее известным из учеников художника следует отнести П.С. Дрожжина и Д.Г. Левицкого.
Антропов скончался 12 (23) июня 1795 г. в Петербурге.
С именем И.П. Аргунова в русское искусство входит проблема так называемой крепостной интеллигенции, довольно острая и болезненная для России вплоть до отмены крепостного права.
Аргунов Иван Петрович (около 1727-1802 гг.) - русский живописец, портретист. Родился в семье крепостных графа А.М. Черкасского, позже отошедших к графу Шереметьеву. Воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С. М. Аргунова, дворецкого «Миллионного дома» в Петербурге. Аргунов И. П. возможно учился у двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова и приблизительно в 1746-1749 годах у Г.-К. Гроота. И.П. Аргунов учился портретной живописи у иностранных художников, является автором многих портретов и религиозных картин. Творчество И.П. Аргунова падает на вторую половину XVIII века. Крепостной художник графов Шереметьевых, И.П. Аргунов известен, прежде всего, как портретист. Первоначально его дарование развивалось под влиянием штутгардского художника-портретиста Гроота, приглашённого на работу в Россию. Но, став самостоятельным мастером, И.П. Аргунов выработал свою манеру письма и создания образа. Художник не льстил своим заказчикам, изображая их реалистично. И.П. Аргунов писал по приказу своего хозяина портреты петербургской знати, знакомых П.Б. Шереметьева, членов его семьи. Были у него заказы и от царского двора. Ему, крепостному художнику, не часто удавалось писать с натуры портреты высокопоставленных особ. Многих из своих заказчиков он наблюдал лишь во время торжественных церемоний. Художник создал немало парадных портретов, не уступающих работам иностранных мастеров, которых приглашали из-за границы ко двору. Среди его работ: портреты князя Лобанова-Ростовского И.И. (1750 г.) и его супруги (1754 г.), графа Шереметьева Б.П. и его супруги (1760-е гг.), К.А. и Х.М. Хрипуновых (1757 г.), Калмычки Аннушки (1767 г.) и портрет Екатерины II. С наибольшей отдачей Аргунов И.П. работал над портретами людей близких ему по положению и духу. Среди них поздний по времени «Портрет крестьянки в русском костюме» (1784 г.). Будучи крепостным И.П. Аргунов, не мог полностью посвятить себя искусству. Он выполнял обязанности мажордома, управляющего делами графа. Каждый раз, чтобы работать как художник, Аргунов должен был спрашивать разрешения у Шереметьева П.Б.
Учениками И. П. Аргунова были его сыновья Павел (архитектор), Николай и Яков (живописцы), а также в 1753-1758 годы - А. П. Лосенко, И. С. Саблуков, К. И. Головачевский.
Иван Петрович Аргунов скончался в Москве, в начале 1802 года.
О Рокотове Фёдоре Степановиче, самом поэтичном живописце XVIII века, сохранилось мало достоверных сведений.
Рокотов Фёдор Степанович (1732/5-1808 гг.) - русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
Ф.С. Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных князя П.И. Репнина. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге. Личность и творчество Ф.С. Рокотова составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц русской культуры. Ф.С. Рокотов уже в довольно зрелом возрасте был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г.Г.Орлова (1762-1763гг.), Е.Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763г.), ставшим образцом для изображения весьма взыскательной императрицы.
Ф.С. Рокотов в 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года художник жил и работал в Москве. В позднем творчестве Ф.С. Рокотова заметен переход от рококо к классицизму.
Художник создал множество портретов: поэт В.И. Майков (1769-1770 гг.). Художник написал портреты почти всего семейства Воронцова, также сам Воронцов (конец 1760-х года), его жена М.А. Воронцова и дети (1770-е годы). В восьмидесятые годы художник создаёт портреты князя И.И. Барятинского в юности (начало 1780 гг.), портрет молодой генеральши В.Е.Новосельцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н. Орловой.
В позднем творчестве Ф.С. Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Ф.С. Рокотова датируются 1790-ми годами. В эти годы художник создаёт портрет графини Е.В. Санти (1785 г.), портрет А.М. Писаревой (первая половина 1790-х годов).
Фёдор Степанович Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Художник был похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
Левицкий Д.Г. первый из русских художников XVIII века, исключая, может быть, Рокотова Ф.С., встаёт вровень с мастерами европейской живописи.
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822 гг.) - русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета был современником Ф.С. Рокотова.
Д.Г. Левицкий родился около 1735 года на Украине, в Киеве в семье священника Г.К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Предположительно художник участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Д.Г. Левицкий переехал в Санкт-Петербург, где учился в Академии художеств, а с 1779 года преподавал в портретном классе Академии художеств.
Художника отличало умение передавать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом. Около двадцати лет Д.Г. Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, а также задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Круг его заказчиков был весьма обширен. Художник создаёт портрет архитектора А.Ф. Кокоринова (1769 г.), портрет богача Демидова (1773 г.).
Д.Г. Левицкий получает заказ на цикл портретов «смолянок». Художник создаёт двойное изображение Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой (1772 г.), портрет Е.И. Нелидовой (1773 г.), двойной портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773 г.), портрет А.П. Левшиной (1775 г.), портрет Н.С. Борщовой (1776г.), портрет Г.И. Алымовой (1776 г.).
Д.Г. Левицкий пишет портрет М.А. Львовой (1781 г.), супруги выдающегося архитектора, поэта, музыканта Н.А. Львова, который был другом художника. Д.Г.Левицким написаны портреты светской красавицы Урсулы Мнишек (1782 г.) и итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Д.Г. Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям.
Д.Г. Левицкий оказал сильное влияние на творческое становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова.
Дмитрий Григорьевич Левицкий скончался 4 (16) апреля 1822 г. в Петербурге.
Вторая половина XVIII века в Росии, время правления Екатерины Великой, связана с расцветом дворянской культуры и философии Просвещения. И если в творчестве Д.Г. Левицкого наиболее отчётливо проявилось классицистическое направление с его главенством социальных ценностей, то В.Л. Боровиковскому ближе другая сторона просветительской теории, выраженная сентиментализмом и рассматривающая человека в гармонии с окружающим миром, с природой. Человек естественный, человек чувствующий – такова основная тема творчества художника.
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.), русский художник, мастер портрета и религиозной живописи. Художник родился в Миргороде, в семье казака Луки Боровика. В молодости В. Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 г. служил в Миргородском казачьем полку. В 1770-х годах Боровиковский познакомился с В.В. Капнистом, выполнял его поручения. На творчество художника обратила внимание Екатерина II. В 1783 году художник украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. В 1788 году Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я.А. Львова и познакомился с его друзьями – Г.Р. Державиным, И.И. Хемницером, Е.И. Фоминым, а также Д.Г. Левицким, который затем стал его учителем. В конце 1790-х годов Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Художник стремился в своём творчестве к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека – портрет «Лизоньки и Дашеньки» (1794 г), портрет «Е.Н. Арсеньевой» (1795 г.). Художник пишет портреты, которые заказывают ему дворянские семьи – Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, таким образом распространяя его известность по родственным каналам. К этому периоду относится портрет Екатерины II (1794) и её многочисленных внуков. Также пишутся портреты министра финансов А.И. Васильева и портрет его жены. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей. Юной жизнеутверждающей чувственностью наполнен портрет М.И. Лопухиной (1797г.), портрет Скобеевой (середина 1790-х гг.), и изображение дочери Екатерины II и А. Г. Потёмкина – портрет Е.Г Тёмкиной (1798 г.), портрет Е.А. Нарышкиной (1799 г.). Большое внимание художник уделяет малоформатным и удавшимся художнику миниатюрным портретам. Также Боровиковский является автором ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. К ним относятся – портрет Павла I (1801 г.), А.Б. Куракина (1801-1802гг.), сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных (1802г.) и семейный портрет А.И. Безбородко с дочерьми (1803 г.). В свои последние годы В.Л. Боровиковский вернулся к религиозной живописи, он написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.
Владимир Лукич Боровиковский умер 6 апреля 1825 года. Художник внезапно скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище в Петербурге.
Ушел из жизни тончайший поэт сентиментального женского образа, но величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России