§2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля культурой.
В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР.
На местах под контролем местных Советов были образованы отделы народного образования. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции различные общественные, профессиональные и творческие организации: «Всероссийский учительский союз», «Союз деятелей художественной культуры», «Союз деятелей искусств» и др. В этот период возникали новые организации культуры, такие, как «Долой неграмотность», «Союз безбожников», «Общество друзей радио» и др.
Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов «Пролеткульта» - культурно-просветительской организации пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, возникшая осенью 1917 года и имевшая более 200 местных организаций, деятельность которых могла быть, в общем, оценена положительно. Однако распространяемые «Пролеткультом» «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно. (Во второй половине 20-х годов деятельность «Пролеткульта» ослабла, а в 1932 году он был упразднен.)
С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х годов от Наркомпроса РСФСР начали отходить органы управления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса. Политика советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи.
Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция в зависимости от её отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди поддерживающих советскую власть были ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры E.Б Вахтангов и В.Э. Мейерхольд и многие другие.
Часть интеллигенции вначале отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство не очень внедряло попытки привлечь интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, а перешло к репрессиям. В 1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков.
Тяжелое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре. Были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Неприязнь маргинальных (оказавшихся по своему положению вне определенного социального статуса, на краю) слоев общества к интеллигенции, дворянству также привела к разрушению культуры: в пожарах гибли книги, произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы. Советская власть должна была энергично взяться за восстановление и развитие культуры.
ЛИКБЕЗ. Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920 годах ликвидировали неграмотность около 7 млн. человек, в том числе 4 млн. женщин.
В 1920 году при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК ЛИКБЕЗ), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы образования.
После ряда экспериментов к концу 20-х годов система народного образования была радикально перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования - «Марксистское учение».
Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 году число школ увеличилось на 12 тысяч по сравнению с 1914 годом, а количество учащихся в них - на 1,7 млн. человек. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 года, утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодежи в институты в 1919 году при вузах начали работать подготовительные курсы. В 1920-1921 учебном году насчитывалось 244 вуза.
Наука. Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. В государстве до революции насчитывалось более десяти тысяч научных работников. Следует отметить, что страну после 1917 года покинули около пятисот человек, среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки, но также возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 годах число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 годом, возросло количество научных работников, составив 25 тысяч человек к 1927 году. К концу 30-х годов, в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тысяч человек.
Крупными достижениями были отмечены естественные и точные науки, связанные с именами И.П. Павлова (1849-1936гг.), Д..0. Вернадского (1863-1945гг.), А.Л. Крылова (1879-1955гг.), Н.Е. Жуковского (1847-1921гг.), АЛ. Карпинского (1887-1943гг.), Н.М. Вавилова (1887-1943гг.), С.Д. Лебедева (1874-1934гг.) и Д.Д. Бызова (1880-1934гг.). Позитивное значение для развития науки имело восстановление связей советских ученых с международными научными центрами.
Литература. В первые послереволюционные годы творчество Сергея Александровича Есенина (1895-1925гг.) находилось под влиянием группы поэтов-имажинистов. Имажинизм - литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Александрович Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве В. Шершеневича и С.А. Есенина. Следует отметить, что имажинистская «Декларация» была опубликована 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил С.А. Есенин). Эту декларацию также подписали: поэт Рюрик Ивнев, художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму в этот период примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.
В 1919-1925 годах имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве. Имажинисты устраивали популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускали множество авторских и коллективных сборников. Они создали журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (с 1922 по 1924 год вышло 4 номера). Сборники и журналы печатались в организованных ими издательствах «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» С.А. Есенина, «Буян-остров» Анатолия Мариенгофа, «2х2=5» Вадима Шершеневича, «Имажинизма основное» Ивана Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками.
Следует отметить, что помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 году в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Владимиром Королевичем. Затем А. Золотницкий и В. Королевич оставили петроградских имажинистов, но вместо них прищли Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.
Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся травле в советской печати. Сергей Александрович Есенин покончил с собой (или был убит), Николай Эрдман репрессирован.
Черты имажинизма в творчестве С.А. Есенина выражались в его склонности к созданию затейливых, замысловатых образов и сравнений, к протесту против города, наступающего на мирную деревню («Сорокоуст», «Кобыльи корабли», «Мир таинственный, мир мой древний...» и др.). Вместе с тем драматическая поэма «Пугачев», написанная в 1920-1921 годах, свидетельствовала, что по своим творческим и идейным позициям поэт был далек от имажинистов. Чувство красоты жизни, ее быстротечности, чувство прощения обид и зла, отзывчивость на человеческое горе - все это с огромной силой звучало в поэме.
Затем С.А. Есенин приходит к полному разрыву с имажинистами, и в его творчестве все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной России («Русь Советская», «Возвращение на Родину», «Анна Снегина»). Тема любви к Родине на протяжении всей его жизни составляла внутренний пафос поэзии, была источником вдохновения и составляла главную черту творчества Сергея Александровича Есенина.
В этот период ведущей темой творчества Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930гг.) становится тема революции и строительства социалистического общества. В поэзии появляется новый лирический герой, отличающийся богатством эмоций и гармоничностью.
Первый советской пьесой, поставившей современные вопросы, была «Мистерия-Буфф» Маяковского, в которой поэт показал величие и героизм простого человека, а в поэме «150000000» - раскрыл образ русского народа как провозвестника социалистической революции.
Во второй половине 20-х годов В.В. Маяковский создал свои лучшие произведения: поэму «Хорошо», сатирические пьесы «Клоп», «Баня», стихи «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», свидетельствующие о многогранном творчестве Маяковского, не укладывающиеся в каноны социалистического реализма, основоположником которого он был объявлен. «Искусство - не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло», - писал В.В.Маяковский.
Социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения в культурной и художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.Н. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов.
Советскую литературу этого периода создавали замечательные писатели Леонид Максимович Леонов (1899-1994 гг.) - роман «Барсуки» (1924 год), «Вор», (1929 год). Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.) - «Донские рассказы» (1926 год), «Тихий Дон» (1928-1940годы). Лидия Николаевна Сейфуллина (1889-1954 гг.) - повести «Правонарушители» (1922 год), «Виринея» (1924 год). Александр Александрович Фадеев (1901-1956гг.) - роман «Разгром» (1927 год), «Последний из Удэге» (1929-1940 годы). Советскую поэзию создавали выдающиеся поэты В.В. Маяковский (1893-1930 гг.), Николай Николаевич Асеев (1889-1963 гг.), Николай Семёнович Тихонов (1896-1979 гг.), Александр Алексеевич Жаров (1904-1984 гг.).
Необходимо отметить, что 1920-е годы связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая представляла левое течение в культуре. Группа «Перевал» (М. А. Светлов, М. М. Пришвин, А. К. Воронский, Э. Г. Багрицкий и др.), выступающая оппозиционной силой в РАППе, боролась за преемственность современной культуры рабочего класса с отечественной и мировой классикой. Другие члены РАППа выступали за утверждение новых форм в литературе.
Живопись. Искусство в 1920-х годах продолжало знакомить широкую публику с российской живописью «Товарищество передвижных выставок». Возникли новые организации: Ассоциация пролетарских художников. Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью. Следует отметить творчество Г.Г. Ряженого (1895-1952гг.), создавшего яркие образы женщин нового, социалистического общества в картинах «Председательница» (1928 г.). Получает развитие батальный жанр в творчестве М. Б. Грекова (1882-1934 гг.) в картине «Тачанка». И.И. Бродский (1884-1939гг.) создаёт картину «Расстрел 26 бакинских комиссаров». Картина «На стройке новых цехов» художника А.А. Дейнеки (1899-1969гг.) отображает строительство нового социалистического общества.
Театр. Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: «Броненосец Потемкин» Всеволода Вячеславовича Иванова (1895-1963гг.), «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренёва (1876-1945гг.), «Разлом» Бориса Андреевича Лавренёва (1891-1959гг.).
В этот период театральное искусство, можно сказать, не испытывало потрясений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращения к зрителю.
В 1920 годы В.Э. Мейерхольд (1874-1940гг.), выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором сами зрители должны были стать участниками спектакля. Однако эти новаторские поиски талантливого режиссера не увенчались успехом. В.Э. Мейерхольд не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован.
Музыка. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы. В годы Гражданской войны были написаны песни как самодеятельными авторами, так и профессиональными композиторами.
Репертуар музыкальных театров составляли в целом классические произведения. В 1927 году Р. М. Глиэр (1875-1956гг.) написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки.
В 1920-х годах успешно работал ДД. Шостакович (1905-1975гг.): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт».
Огромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведения С. С. Прокофьева (1891-1953 гг.), как опера «Любовь к трем апельсинам» на сюжет К. Гоцци и балет «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение советского и мирового музыкального искусства.
Кинематографическая и фотографическая индустрия. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года фотографическая и кинематографическая промышленность была национализирована. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), в 1923 году он был преобразован в Госкино, а в 1926 году - в Совкино.
В 1925 году на экраны вышли историко-революционные фильмы С.М. Эйзенштейна (1898-1948гг.) «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставшие шедевром советского и мирового киноискусства. В 1930-е годы патриотическая тема была воплощена кинорежиссёром в фильме «Александр Невский». Отметим, что ведущей темой советской кинематографии этого периода была революционная: «Мы из Кронштадта» (режиссёр Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (режиссёры А. Зархи и И. Хейфец), «Человек с ружьем» (режиссёр С. Юткевич). С возникновением звукового кино открылись огромные возможности экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров.
Архитектура. Развитие архитектуры в советский период определялось плановым развитием всего народного хозяйства. Осуществление плана ГОЭЛРО положило начало формированию советской промышленной архитектуры.
В годы индустриализации и первых пятилеток были построены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения. Строились жилые дома, общественные здания новых типов (дворцы культуры, клубы, детские ясли и сады).
В архитектуре 20-х - начале 30-х годов братья Леонид Александрович (1880-1933гг.) и Виктор Александрович (1882-1950гг.) с 1925 года возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. К этому направлению примыкал также архитектор Моисеей Яковлевич Гинзбург (1892-1946гг.) - автор теоретических работ по конструктивизму являлся одим из лидеров конструктивизма. Конструктивисты создавали коллективные проекты, в которых уделяли особое внимание функциональному назначению создаваемых сооружений, они смело внедряли в строительство новые конструкции и материалы. Ярким примером явилось создание Днепрогэса в Запорожье (1929-1932гг.).
В архитектуре 20-х годов образовалось другое направление - «рационалистов». Архитекторы этого направления выдвигали идею синтеза архитектуры и искусства с целью создания на основе психофизических законов «рациональной» архитектуры, обладающей «эмоционально-эстетическими качествами и свойствами». К ним относился Константиин Степанович Меельников (1890-1974гг.), русский и советский архитектор, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923—1933 годах. К.С. Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм». После такой критики архитектор, по сути, был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом).
Большинство ведущих мастеров архитектуры 1920-х годов, наряду с практической деятельностью проводили подготовку новых архитектурных кадров. Б.Ладовский, И. Голосов, К. Мельников во ВХУТЕМАСе для архитекторов и дизайнеров деклалировали рационализм. Братья Веснины в Высшем техническом училище им. Баумана готовили инженеров-архитекторов, проповедуя идеи конструктивизма.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России