logo search
История искусства и культуры II часть

§4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года

С конца 1920-х годов в стране начинается борьба за преодоление массовой неграмотности. По инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. В тридцатые годы ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». В стране вводилось повсеместное обязательное четырёхлетнее обучение детей, а также подростков, не получивших начального образования. Для идеологического обеспечения всеобуча в ряды «культармейцев» было мобилизовано около 1500 опытных партийных и комсомольских работников. В мае 1934 года устанавливаются общие для всей страны виды общеобразовательных учреждений – 4-х - классная начальная школа, 7-и классная неполная средняя и 10-и - классная полная школа. В результате принятых мер ситуация резко изменилась. К 1939 году грамотное население СССР в возрасте старше 9 лет достигло 81,2%. В начале тридцатых годов на базе старших классов общеобразовательной школы образуются техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1934 года в школах вводятся новые программы обучения с восстановленными предметами – историей и географией, огромными тиражами издаются новые учебники. К концу тридцатых годов около 70% всего взрослого населения страны умели читать и писать. Следует особо отметить, что к 1940 году по количеству школьников и студентов Советский Союз занял первое место в мире. Это стало возможным благодаря целенаправленной государственной поддержке развития системы народного образования, расходы на которую увеличились за период (1928-1938гг.) в 14 раз.

В области высшего образования в годы первых пятилеток также были достигнуты серьёзные успехи. В этот период необходимо было удовлетворить резко возросший в условиях форсированной индустриализации спрос на квалифицированных специалистов. К концу первой пятилетки число вузов в стране достигло 700, знаменально то, что большинство политехнических вузов создавалось на базе техникумов. Следует особо отметить, что в этот период резко изменился состав студенческой аудитории, которая пополнялась за счёт рабоче-крестьянской молодёжи. В результате принятых мер к концу тридцатых годов новая советская интеллигенция, подготовленная в вузах страны, составляла до 90% её общей численности.

Потребность в квалифицированных специалистах обнаружила значительный дефицит профессорско-преподавательского состава. Большое значение для организации вузовской науки имело постановление СНК СССР от 13 января 1934 года «Об учёных степенях и званиях». Необходимо отметить, что ещё ранее, в 1925 году, в вузах была организована аспирантура.