logo search
Торосян_Культурология

Крещение Руси и его значение для славянских народов

Вскоре Русь оказалась перед необходимостью еще одного судьбоносного выбора, давно назревшего. Князь Владимир, решая, с кем быть Руси в целях укрепления своего государства, послал гонцов «во все концы света». Они же поведали: «Смотрели, как молятся в мечети и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли к немцам, и видели в храмах их разные службы, и красоты никакой не видели. И пришли мы в Греки… не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми» («Повесть временных лет»).

Так в 988 году Русь приняла православное христианство. Подобный исторический выбор, определивший дальнейшую судьбу не только русского, но и ряда других славянских народов, русской культуры, не был результатом своеволия одного правителя или стечения обстоятельств, а имел основательные социально-культурные предпосылки. Славянские племена издавна находились в тесных торговых и политических связях с Византией. Еще в 911 году был заключен договор между Олегом и Византией, написанный на греческом и славянским языках. Еще до принятия христианства Русь была связана династическими браками с крупнейшими дворами Европы.

Нельзя сказать, что крещение Руси прошло легко и гладко. Сопротивление пришлось встретить и Владимиру в Киеве, и Добрыне в Новгороде. Владимир пригрозил строгими наказаниями, а Добрыня вовсе приказал «поджечь Новгород, после того как его жители взялись за оружие, дабы не допустить поругания». С тех пор и говорят: «Крестил Путятя мечом, а Добрыня огнем». В «Повести временных лет» говорится и о том, что после крещения Владимир, почти слепой, избавился от своей болезни, что еще больше укрепило его в вере. А русскому народу вера в чудеса присуща была в течение всей его истории. Особенно же близкими русскому народу оказались идеи самопожертвования Христа ради людей, равенства их перед богом, грехе и искуплении, соборности. Благодаря этому проникновение православия в саму русскую культуру оказалось достаточно естественным и органичным. Достаточно легко в православную культуру влились даже традиционно языческие праздники — Новый год, Масленица.