logo search
Торосян_Культурология

Создание письменности

Византийская культура и образованность сыграли не последнюю роль в создании славянской письменности. Творцы азбуки, братья Кирилл(827—869) иМефодий(815—885) обучались в знаменитой Магнавре в пору расцвета Византии. Старославянский, или староболгарский письменный язык («един язык словенск», по летописи), обладая объединительной силой для славянских народов, в то же время был пригоден и прямо предназначен для «книжного учения», столь характерного для христианской культуры. Замечательно об этом сказал А. С. Пушкин: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое преимущество перед всеми европейскими… ВXIвеке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заимеет он гибкость и правильность» (Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. М., 1950. С. 24). К тому же церковнославянский язык обогатился рядом отвлеченных понятий — «пространство», «вечность», «истина».

Из нескольких видов письма, существовавших на Руси в IXвеке, кириллица оказалась наиболее совершенной. К алфавиту, созданному на основе «уставного», или литургического греческого письма, было добавлено несколько знаков, соответствующих звукам славянских языков — ж, ш, ч, у и т. д. Создав азбуку, Кирилл и Мефодий открыли и первую школу с преподаванием на славянском языке (в 863 году в Велиграде, столице Моравского княжества). И уже ученики братьев-основателей рассеялись по всему славянскому миру, включая Киевскую Русь, где, уже после ее крещения, нашли могущественного и образованного покровителя в лицеЯрослава Мудрого(978—1054).

Каждый народ чтит своих героев, и совершенно закономерно, что Кирилл и Мефодий признаны святыми всеми славянами. Они не прославились ратными подвигами, не были мучениками веры, но заложили бесценные камни в основание храма славянских культур. Постигая знания прошлых времен и других народов, исходившие в Византию из стран Востока и античного мира, Кирилл и Мефодий протянули «золотую нить мудрости веков» к славянской культуре. Благодаря языку и письменности «дорога к храму» уже никогда не зарастала.