Художественная культура сша XVII — XIX вв.
Своеобразие американской культуры ощутимым образом проявилось в литературе. На протяжении первых полутора веков американской истории она также имела, как правило, религиозную направленность, в том числе в публицистической форме. Родоначальником светской литературы в США считают С. Сьюола(1652—1730), проводившего антимонархические и антирабовладельческие идеи. Первым национальным поэтом США и первым профессиональным журналистом сталФилипп Френо(1752—1832), певец Французской и Американской революций. Идеи Просвещения защищала в литературной форме первая негритянская поэтесса,Филлис Уитли(1753—1784).
Классики мирового значения появились в американской литературе уже в XIXв. Прежде всего этоФенимор Купер(1789—1851), крупнейший представительромантизма. Его романы «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан» воспевают первопроходцев Америки, с уважением описывая и противостоящих им индейцев. Другой писатель-романтик,Вашингтон Ирвинг(1783—1859), считается родоначальникомамериканской новеллистики. Его перу принадлежат сборники «Книга эскизов», «Рассказы путешественника», юмористическая «Хроника Нью-Йорка», жизнеописания Х. Колумба и Дж. Вашингтона.
Уникальным в своем роде мрачным романтикомбылЭдгар Аллан По(1809—1849). Остропсихологическими, близкими кдетективному жанрупроизведениями этого писателя зачитываются люди всех возрастов, каждый раз воспринимая по-новому его рассказы «Убийство на улице Морг», «Бочонок Амонтильядо», «Золотой жук», «Низвержение в Мальстрем», полные мистики стихи («Ворон», «Колокола» — на текст последнего замечательную музыку создал С. Рахманинов). Всем известно знаменитое «Nevermore» Алана По. Мастером красивой, подлинно романтической новеллистики былНатаниэль Хоторн(1804—1864). Романтика подвига, непрерывного поединка между неуемным одноногим капитаном-фаталистом и смелым, умным, свободолюбивым китом описана в романе «Моби Дик» (1851)Германа Мелвилла(1819—1891). Имя этого кита взял в качестве псевдонима популярный рок-певец Моби, далекий потомок писателя.
Еще одно течение романтической литературы представляют философ Р. ЭмерсониГенри Торо(1817—1862), автор книги «Уолден, или жизнь в лесу». Жизнь в мире природы представляется им средством гармонии с самим собой, спасения от гнета цивилизации. Торо — также автор публицистических произведений, обличающих рабство. Такова же направленность поэзииГарри Лонгфелло(1807—1882) — «Песни о рабстве», «Песнь о Гайавате»,Уолта Уитмена(1819—1892) — «Листья травы», романа «Хижина дяди Тома»Гэрриэт Бичер-Стоу(1811—1896). Произведения этих писателей черпают соки из фольклора — американского, индейского, негритянского.
На традиции фольклора опирался также выдающийся прозаик, юморист и сатирик, Марк Твен(Сэмюэль Клеменс, 1835—1910), в молодости — лоцман на Миссисипи. Какой мальчишка не учился находчивости, оптимизму у не унывающих ни в каких обстоятельствах Тома Сойера и Гекльберри Финна. Менее известны столь же блистательные, однако, романы «Янки при дворе короля Артура», «Принц и нищий» (которые, волею обстоятельств, поменялись ролями). Этот остроумец мог заявить о том, что «слухи о его смерти сильно преувеличены», «Нет ничего проще, чем бросить курить — я это делал уже раз пятьдесят». Блистательным юмором пронизаны произведенияО’Генри(Уильям Сидни Портер, 1865—1910), особенно цикл рассказов об изобретательных жуликах Энди Такерсе и Джеффе Питерсе. Проведя годы в долговой тюрьме, писатель не утратил чувства юмора, любви к жизни, простым людям. Многие его произведения экранизированы, высказывания его героев стали крылатыми (например, «Извини, Джо, Боливар не вынесет двоих» — у одного из грабителей подстрелили коня, и теперь это — «только его проблема»).
Совершенно в ином ключе писал Генри Джеймс(1843—1910), брат философа У. Джемса. Его утонченная, философски эстетическая проза («Письма Асперна», «Урок мастера», «Дэйзи Миллер») — скорее уже достояние ХХ века, литературымодернизма.
Значительное место в художественной жизни США занимал и занимает театр. Уже вXVIIв. Первые спектакли были показаны английскими актерами, которые подверглись гонениям со стороны пуритан, блюстителей нравственности. Они вынуждены были разъезжать по стране и представлять свои выступления как морализирующие диалоги. Досталось даже Шекспиру, причем также и в следующем,XVIIIвеке, когда в связи с войной за независимость были запрещены произведения английских авторов. В итоге стационарные театры с постоянным репертуаром возникли в США только в концеXIXвека. Особенную известность приобрел тогда театр на Арч-стрит в Филадельфии под руководством актрисы Л. Дрю, расцвет театральной жизни начался в Нью-Йорке. В обиход вошли гастроли ведущих театральных трупп по стране. К классическому репертуару стали добавляться и пьесы американских авторов –Р. Бёрда(1806—1854),Ф. Брет-Гарта (1836—1902).
Неотъемлемой частью театральной жизни была музыка. Большую роль она играла и в повседневной жизни. Прежде всего это относится кпесням-балладам, скрашивавшим утрату родины англичанам, шотландцам, ирландцам, итрудовым песням. Сочный пласт американской народной музыки составилинегритянскиепесни с религиозными текстами —госпелс(gospel— евангелие) испиричуэлс(букв. — духовные). Подвергаясь поначалу гонениям со стороны пуритан, позже они легли в основу такого уникального продукта американской культуры, как джаз. К концуXVIIIвека религиозные ограничения ослабли, в 1768 году в г. Чарлстоне было созданомузыкальное общество США, появились оперы, написанные композиторами-любителями. ВXIXвеке концертные и хоровые объединения возникли в Филадельфии (1820), Нью-Йорке (1842), чье филармоническое общество, одно из старейших в мире, широко известно и сегодня. Событием музыкальной и вообще культурной жизни США стало открытие в 1883 году «Метрополитэн-опера», одного из наиболее выделяющихся музыкальных театров уже ХХ века. Композиторов мирового значения вплоть до ХХ века в США не было, хотя многие их произведения были широко популярны в Америке. Это песниФостера(1826—1864), музыка салонного композитораЛ. Гонтшалка(1829—1869), часто обращавшегося к музыкальному фольклору индейцев и креолов.
Под очевидным влиянием английской школы, не обладающей достижениями в XVII—XVIIIвв., развивалось в СШАизобразительное искусство. Первоначально оно не выходило за рамки упрощенной схемыпарадного портрета. Лишь в концеXVIII— началеXIXвв. появились значительные живописцы,Бенджамин Уэст(1738—1820),Джон Синглтон Копли(1738—1815),Джилберт Стюарт(1755—1828), проявившие себя в реалистических портретах и исторических картинах. Они считаются родоначальниками американской школы живописи.
Подлинный расцвет американской живописи произошел после Гражданской войны. Появились художники-реалисты мирового уровня, отошедшие от салонных условностей и вместе с тем обладавшие своим ярким, узнаваемым лицом (за что длительное время подвергались ожесточенной травле). Это — Уинслоу Хомер(1836—1910),Томас Икинс(1844—1916),Джеймс Макнейл Уистлер(1834—1903). У. Хомер длительное время жил в английской рыбацкой деревушке, изображая быт тружеников моря, суровую, но прекрасную природу. Затем в Америке он создал замечательные полотна с изображением Гольфстрима и Гудзона (HudsonRiver). Т. Икинс был мастером бытовых картин, изображал также спортивные соревнования, ему принадлежат и прекрасные портреты. Уистлер, начав как мастер реалистического портрета, позже стал склоняться к технике импрессионизма. Блестящим реалистом, работавшим в технике, близкой к импрессионизму, был выдающийся художник рубежаXIX—XXвв.,Джон Сингер Сарджент(1856—1925). Написанный им портретИзабеллы Стюарт Гарднерукрашает вход в оформленный ею с удивительным вкусом музей в ее же прелестном бостонском особняке. В концеXIXвека, в 1870 г. открылись также Метрополитэн-мюзеум в Нью-Йорке, один из крупнейших в мире, Музей изящных искусств в Бостоне. С тех пор художественные музеи становятся подлинной гордостью Америки.
В США, как и в Европе, художественные музеи строились так, чтобы наилучшим образом вписаться в архитектуру городов, сохранить их дух. Часто они размещались в зданиях, которые сами представляли художественную ценность (Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк). Бостон и Филадельфия, старейшие американские города, славные историческими событиями, особенно богаты архитектурными памятниками. Весь Бостон— своеобразный музей. На несколько километров тянется знаменитаяFreedomTrail— Дорога (тропа) свободы, названная так в честь событий, послуживших прологом к освободительной войне против Англии. Особенно известно среди них «Бостонское чаепитие» (1773 г.), когда партия навязываемого англичанами чая была выброшена за борт прибывшего корабля. Многие здания Бостона, сочетая в себе архитектурную и историческую ценность, напоминают об эпизодах войны за независимость. Американцы, не привыкшие ходить пешком, проезжаютFreedomTrailна уютных открытых автобусах. Между тем на этом пути находятся Капитолий штата,OldStateHouse(1728), Старинный Дом собраний, живописныйFaneulHall, старинный книжный магазин и старинный рынок, церковь на Парк стрит, кладбище волонтеров, а приводит он в гавань, к кораблям, защищавшим американскую конституцию. Бостон — милый и уютный город, самый аристократический в Штатах, город студенчества. В Кембридже, пригороде через Чарлз-Ривер, был открыт в 1636 г. старейший в США и Западном полушарии Гарвардский университет. Маленькая площадь перед ним,Harvardsquare, и сейчас — любимое место молодежи, там всегда звучит музыка, выступают фокусники и просто чудаки.
Знаменита своими памятниками и Филадельфия, Город Братской любви. Самый известный из них —Колокол свободы. При установке он получил большую трещину, и кое-кто считает это символичным. Неподалеку находятся известные здания колониальной архитектуры,IndependenceHall(1733) и Карпентерс Холл. Интересны здания биржи и Пенсильванского университета (1740), Академии художеств (XIXв.). Очень красивы здания Музея искусств с богатейшим собранием европейской живописи и прилегающие к нему площади.
Архитектура постколониального периода начинается зданием Капитолия в г. Ричмонде (Виргиния), построенным в 1789 г. по проекту Т. Джефферсона. Третий американский президент — также архитектор комплекса университета Виргинии. В классическом греческом стиле построено здание Капитолия в Вашингтоне(арх. — Ч. Балфинч), в той или иной степени его копируют Капитолии в столицах штатов. К концуXVIIIв. был построен Белый дом, резиденция президентов США. Вашингтон, основанный в 1791 году, был захвачен и сожжен английским десантом в 1814 г., и уже после этого отстроен заново. Планировка Вашингтона такова, что в нем невозможно заблудиться — благодаря перпендикулярным пересечениям стрит и авеню. Такова же и планировка Нью-Йорка. Этот город ассоциируется с небоскребами. Однако до них там были построены (вXIXвеке) и прекрасно смотрятся рядом с ними здания церкви Св. Троицы (TrinityChurch),FederalHall, ратуши. К выдающимся архитектурным сооружениямXIXвека относятся Бруклинский мост, где применены инженерные идеи, характерные уже для ХХ века, арка Вашингтона и статуя Свободы, подаренная Францией. В Нью-Йорке сохранились даже зданияXVII—XVIIIвв. Сразу узнаваемы (скажем, в кинофильмах) уютные крылечки нью-йоркских зданий, скверики Манхэттена, набережнаяRiversideDrive, удивительный, замечательныйCеntralPark.
Старинным городом является Нью-Орлеан. Основанный французами в 1701 г., он в 1763 г. отошел к испанцам, а, вернувшись к Франции, был продан ею Штатам в 1803 г. Входил в состав рабовладельческой Конфедерации Юга, и лишь в 1862 г. занят войсками северян. Сохранив свой колониальный облик и в ХХ веке, Нью-Орлеан сталродиной джазовой музыки.
Богат памятниками архитектуры Чикаго, один из крупнейших промышленных центров США. Он возник на месте основанного в началеXIXвека форта Дилборн, на берегу Мичигана, одного из Великих озер. Статус города и свое нынешнее название (в честь протекающей через город реки) получил в 1833 г. В 1871 г. Чикаго сгорел дотла. При новом строительстве были использованы ведущие инженерные идеи концаXIXвека, стекло и бетон. В 1883—1885 гг. там был построен первый в мире небоскреб,HomeinsuranceBuilding, затем Лейтер-билдинг (1889) и Рилайенс-билдинг (1890), универмаг Карсон-Пири-Скотт (1899). В Чикаго проходила в 1893 г. Всемирная выставка, посвященная 400-летию открытия Америки и сыгравшая огромную роль в развитии американской и вообще мировой архитектуры. Здание транспорта, построенное по проектуЛ. Салливена(1856—1924), родоначальника современной архитектуры США, несло в своей конструкции формы, соответствующие его функции, положив начало функциональному конструктивизму. По проектам Салливена были построены затем универмаг в Чикаго, небоскребы в Баффало и Сент-Луисе.
Особую прелесть туристы и сами жители находят в Сан-Франциско, городе с интереснейшей историей. В 1776 г. испанцы основали здесь торговое поселение Иерба-Буэна, в 1811 г. русские — Форт-Росс. Известна романтическая история любви русского офицера и местной красавицы. В 1821 г. город и залив вошли в состав независимой Мексики. В 1839 г. Форт-Росс был продан Америке, а в 1846 г. войска США захватили Иерба-Буэна и переименовали его в Сан-Франциско. Бурный рост города начался в серединеXIXвека в связи с охватившей Калифорнию «золотой лихорадкой». Все это объясняет разнообразие архитектуры Сан-Франциско, расположенного на живописных холмах. Катастрофическое землетрясение 1906 г. пощадило церковь испанского монастыря «Миссия Долорес» (XVIIIв.), русскую церковь, паромный вокзалXIXв. После землетрясения город был отстроен заново, сохранив всю свою прелесть. Там находятся уютная, всегда праздничнаяGirardellisquare,Fisherman’sWharf, «самая извилистая в мире» улица Ломбард-стрит, по крутым спускам бегают чудные трамвайчики, пересекая живописные Китайский и Латинский кварталы и спускаясь к порту. Туристам очень нравится, что купив билет на какой-либо вид транспорта, в течение двух или четырех часов с ним можно пересесть (бесплатно) на любой другой, включая трамвайчики.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение