logo search
Торосян_Культурология

Культура русских земель XII—XIII вв.

На первых порах отделение русских княжеств от Киева имело и положительные стороны. Происходил бурный рост городов, большого разнообразия достигли художественные стили, обретая уже собственное лицо.

Выдающиеся памятники архитектурывозникли, прежде всего, на Владимирских и Смоленских землях и в Новгороде. Андрей Боголюбский, стремившийся объединить Русь теперь уже под началом «владимирских самовластцев», приказал в 1164 г. добавить к окружающей Владимир мощной крепостной стене Золотые ворота, не уступающие киевским. Вся арочная перемычка у них была обшита покрытыми золотом листами. Как и в Киеве, был возведен собор, наделенный князем Андреем десятой долей его доходов, а также большими земельными владениями. Назван он былУспенским. Успение в нем нашла в 1238 г. и вся семья князя Юрия Всеволодовича вместе с епископом, когда татары подожгли собор, завалив его предварительно деревом. Сам собор, однако, устоял. При князеВсеволоде III(Всеволод Большое гнездо), в 1194—1197 гг. был возведенДмитриевский собор, «церковь дивная», с изумительным резным убором на внешних стенах, с фигурой библейского пророка и псалмопевца, легендарного царя Давида. Вместе с тем рельефы, окружающие его, в основном носят явственно языческий отпечаток, изображая растения, птиц и зверей, а также батальные сцены.

Замечательные памятники Владимирского зодчества — Боголюбский замок(резиденция князя Владимира) и расположенный рядом, на реке Нерли, храмПокрова Богородицы, известный всему миру как храмПокрова на Нерлии внесенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (насчитывающий всего 385 объектов). Это при том, что от храма, воздвигаемого в период с 1158 по 1165 г., сохранилась лишь часть. Стройный и изящный храм сравнивают с березкой, с юной девушкой-красавицей. «Лебединой песней» Владимирской школы зодчества сталиРождественский соборвСуздале(1222—1225) иГеоргиевский собориЮрьеве-Польском(1230—1234). В их строительстве использован редчайший на Руси материал — пористый туф, а архитектурные детали фасадов выполнены из белого камня, что позволило сравнивать Георгиевский собор с драгоценным резным ларцом из слоновой кости.

Выдающиеся произведения архитектуры продолжали создаваться в Новгороде. Они сохраняют строгий стиль, простоту форм, сдержанность в декоративных украшениях. Архитектурный ансамбль Новгорода составлялиДетинец, укрепление на высоком Кремлевском холме,Ярославово дворище, центр торговли и место вечевых собраний,Антониев монастырьна р. Волхов,Юрьев монастырьв устье реки при впадении в озеро Ильмень, церковьСпаса на Нередице иГородище, постоянная резиденция князей с церковью Благовещения. Храмы украшали прекрасные фрески и мозаики, многие из которых погибли от татаро-монгольского нашествия и во времена Великой Отечественной войны 1941—45 гг. — Новгород оказался в центре обстрела с обеих сторон.

Самобытным стилем обладало и смоленскоезодчество. По количеству памятников домонгольской поры Смоленск уступает только Киеву и Новгороду. Удивительный сплав архитектурных традиций Византии, романского и балканского стилей был достигнут вXIIвеке в церквиАрхангела Михаилав Смоленске. Ее устремленность ввысь выражена пучковымипилястрами— столбами с выступами, сменившими здесь массивные колонны. Еще один из трех уцелевших памятников смоленской архитектурыXIIв. — церковьПетра и Павла, воздвигнутая приглашенными из Чернигова мастерами. Расцвет зодчества в Смоленске был прямо связан с его политическим расцветом. Прекрасные архитектурные сооружения возводились вЧернигове, где больше всех сохранились киевские традиции: шестистолпный храм Бориса и Глеба, Благовещенский собор, церковь Параскевы Пятницы. Свое лицо имело и Галицко-Волынское зодчество, сумевшее вплести в русскую архитектуру элементы ранней готики. ВXIVв. Галицко-Волынские земли потеряли независимость и были поглощены польско-литовским государством. Еще раньше на русские земли вторглись татаро-монголы, разорившие их. При них каменное строительство прекратилось по крайней мере на сто лет.

Несмотря на пожары и разрушения, до нас дошли также многие произведения изобразительного искусстваXII—XIIIвв., прежде всегоиконы, которые, в отличие от фресок, можно было вывезти. ИзXIIвека это, прежде всего, удивительный «Ангел Златые Власы» (Архангел Гавриил) иСвятой ГеоргийизНовгорода, «Деисусный чин» и «Спас Нерукотворный» изУспенского собора в Москве.XIIIв. дошел до нас вярославскихиконах «Спас Нерукотворный» и «Спас Вседержитель» и новгородскомНиколае Чудотворце, образ которого и по сей день — один из самых почитаемых на Руси. ВXIIIвеке появились также образы «Пророка Ильи», представляя уже типжитийных икон.

Икона в русском храме, безусловно, преобладала над фреской и мозаикой. Иконостасотделял «корабль спасения» — место сбора верующих — оталтаря, куда могли вступить лишь священники, совершавшие обряды таинства. Наиболее ценные иконы украшают сейчас Третьяковскую галерею в Москве и Русский музей в Петербурге, многие оставлены в храмах.

Конечно, продолжало развиваться и прикладноеискусство, но оно больше всего и стало жертвой грабежей. Сохранилось кое-что из скани и резьбы, геральдические эмблемы. На гербе Суздаля изображен сокол, Владимира — лев, Ростова — олень, Ярославля — медведь.

Важное значение для сохранения русской культуры, укрепления национального самосознания, патриотического духа во времена феодальных распрей и разорительного татаро-монгольского ига имели летописи, для которых как разXII—XIIIвека стали порой расцвета. Чаще всего они объединялись влетописные своды. Самый известный из них составлен в 1198 г. в Киеве игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем. Из него можно узнать о событиях, происходивших не только в Киевской и других русских землях, но даже о походах Фридриха Барбароссы. Известны также летописные своды из Владимира (1177 г.), Новгорода, Галицкая летописьXIIIвека.

Среди памятников художественной литературыXIIвека особое место занимает «Слово о полку Игореве», которое содержал в себе сборник, обнаруженный в 1792 г. в Ярославле и сгоревший в дни московского пожара 1812 г. К счастью, сохранилась типографская копия. «Слово», написанное предположительно в 1185 г. в Киеве, является свежим откликом на разгром войска князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в том же году. Проникнутое глубоким патриотизмом, скорбью по неспособности князей объединиться даже перед угрозой гибели всей земли русской, «Слово» является еще и шедевром литературы, образцом ритмической прозы и метафоры. Особенно известен из него «Плач Ярославны», имевший собирательный, символический смысл.

Самые различные стороны повседневного быта изображены в «Слове Даниила Заточника» (1197) и «Молении Даниила Заточника». После батыева нашествия ведущей в русской литературе стала патриотическая тема. Ей посвящены «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237) и «Слово о погибели Русской земли» (1238—1246). «Слово о погибели» — отрывок из не дошедшего до нас целиком вступления к «Сказанию о житии Александра Невского».