Культура русских земель XII—XIII вв.
На первых порах отделение русских княжеств от Киева имело и положительные стороны. Происходил бурный рост городов, большого разнообразия достигли художественные стили, обретая уже собственное лицо.
Выдающиеся памятники архитектурывозникли, прежде всего, на Владимирских и Смоленских землях и в Новгороде. Андрей Боголюбский, стремившийся объединить Русь теперь уже под началом «владимирских самовластцев», приказал в 1164 г. добавить к окружающей Владимир мощной крепостной стене Золотые ворота, не уступающие киевским. Вся арочная перемычка у них была обшита покрытыми золотом листами. Как и в Киеве, был возведен собор, наделенный князем Андреем десятой долей его доходов, а также большими земельными владениями. Назван он былУспенским. Успение в нем нашла в 1238 г. и вся семья князя Юрия Всеволодовича вместе с епископом, когда татары подожгли собор, завалив его предварительно деревом. Сам собор, однако, устоял. При князеВсеволоде III(Всеволод Большое гнездо), в 1194—1197 гг. был возведенДмитриевский собор, «церковь дивная», с изумительным резным убором на внешних стенах, с фигурой библейского пророка и псалмопевца, легендарного царя Давида. Вместе с тем рельефы, окружающие его, в основном носят явственно языческий отпечаток, изображая растения, птиц и зверей, а также батальные сцены.
Замечательные памятники Владимирского зодчества — Боголюбский замок(резиденция князя Владимира) и расположенный рядом, на реке Нерли, храмПокрова Богородицы, известный всему миру как храмПокрова на Нерлии внесенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (насчитывающий всего 385 объектов). Это при том, что от храма, воздвигаемого в период с 1158 по 1165 г., сохранилась лишь часть. Стройный и изящный храм сравнивают с березкой, с юной девушкой-красавицей. «Лебединой песней» Владимирской школы зодчества сталиРождественский соборвСуздале(1222—1225) иГеоргиевский собориЮрьеве-Польском(1230—1234). В их строительстве использован редчайший на Руси материал — пористый туф, а архитектурные детали фасадов выполнены из белого камня, что позволило сравнивать Георгиевский собор с драгоценным резным ларцом из слоновой кости.
Выдающиеся произведения архитектуры продолжали создаваться в Новгороде. Они сохраняют строгий стиль, простоту форм, сдержанность в декоративных украшениях. Архитектурный ансамбль Новгорода составлялиДетинец, укрепление на высоком Кремлевском холме,Ярославово дворище, центр торговли и место вечевых собраний,Антониев монастырьна р. Волхов,Юрьев монастырьв устье реки при впадении в озеро Ильмень, церковьСпаса на Нередице иГородище, постоянная резиденция князей с церковью Благовещения. Храмы украшали прекрасные фрески и мозаики, многие из которых погибли от татаро-монгольского нашествия и во времена Великой Отечественной войны 1941—45 гг. — Новгород оказался в центре обстрела с обеих сторон.
Самобытным стилем обладало и смоленскоезодчество. По количеству памятников домонгольской поры Смоленск уступает только Киеву и Новгороду. Удивительный сплав архитектурных традиций Византии, романского и балканского стилей был достигнут вXIIвеке в церквиАрхангела Михаилав Смоленске. Ее устремленность ввысь выражена пучковымипилястрами— столбами с выступами, сменившими здесь массивные колонны. Еще один из трех уцелевших памятников смоленской архитектурыXIIв. — церковьПетра и Павла, воздвигнутая приглашенными из Чернигова мастерами. Расцвет зодчества в Смоленске был прямо связан с его политическим расцветом. Прекрасные архитектурные сооружения возводились вЧернигове, где больше всех сохранились киевские традиции: шестистолпный храм Бориса и Глеба, Благовещенский собор, церковь Параскевы Пятницы. Свое лицо имело и Галицко-Волынское зодчество, сумевшее вплести в русскую архитектуру элементы ранней готики. ВXIVв. Галицко-Волынские земли потеряли независимость и были поглощены польско-литовским государством. Еще раньше на русские земли вторглись татаро-монголы, разорившие их. При них каменное строительство прекратилось по крайней мере на сто лет.
Несмотря на пожары и разрушения, до нас дошли также многие произведения изобразительного искусстваXII—XIIIвв., прежде всегоиконы, которые, в отличие от фресок, можно было вывезти. ИзXIIвека это, прежде всего, удивительный «Ангел Златые Власы» (Архангел Гавриил) иСвятой ГеоргийизНовгорода, «Деисусный чин» и «Спас Нерукотворный» изУспенского собора в Москве.XIIIв. дошел до нас вярославскихиконах «Спас Нерукотворный» и «Спас Вседержитель» и новгородскомНиколае Чудотворце, образ которого и по сей день — один из самых почитаемых на Руси. ВXIIIвеке появились также образы «Пророка Ильи», представляя уже типжитийных икон.
Икона в русском храме, безусловно, преобладала над фреской и мозаикой. Иконостасотделял «корабль спасения» — место сбора верующих — оталтаря, куда могли вступить лишь священники, совершавшие обряды таинства. Наиболее ценные иконы украшают сейчас Третьяковскую галерею в Москве и Русский музей в Петербурге, многие оставлены в храмах.
Конечно, продолжало развиваться и прикладноеискусство, но оно больше всего и стало жертвой грабежей. Сохранилось кое-что из скани и резьбы, геральдические эмблемы. На гербе Суздаля изображен сокол, Владимира — лев, Ростова — олень, Ярославля — медведь.
Важное значение для сохранения русской культуры, укрепления национального самосознания, патриотического духа во времена феодальных распрей и разорительного татаро-монгольского ига имели летописи, для которых как разXII—XIIIвека стали порой расцвета. Чаще всего они объединялись влетописные своды. Самый известный из них составлен в 1198 г. в Киеве игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем. Из него можно узнать о событиях, происходивших не только в Киевской и других русских землях, но даже о походах Фридриха Барбароссы. Известны также летописные своды из Владимира (1177 г.), Новгорода, Галицкая летописьXIIIвека.
Среди памятников художественной литературыXIIвека особое место занимает «Слово о полку Игореве», которое содержал в себе сборник, обнаруженный в 1792 г. в Ярославле и сгоревший в дни московского пожара 1812 г. К счастью, сохранилась типографская копия. «Слово», написанное предположительно в 1185 г. в Киеве, является свежим откликом на разгром войска князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в том же году. Проникнутое глубоким патриотизмом, скорбью по неспособности князей объединиться даже перед угрозой гибели всей земли русской, «Слово» является еще и шедевром литературы, образцом ритмической прозы и метафоры. Особенно известен из него «Плач Ярославны», имевший собирательный, символический смысл.
Самые различные стороны повседневного быта изображены в «Слове Даниила Заточника» (1197) и «Молении Даниила Заточника». После батыева нашествия ведущей в русской литературе стала патриотическая тема. Ей посвящены «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237) и «Слово о погибели Русской земли» (1238—1246). «Слово о погибели» — отрывок из не дошедшего до нас целиком вступления к «Сказанию о житии Александра Невского».
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение