logo search
Торосян_Культурология

Образование и наука на Руси XV—XVI веков

Идея «Третьего Рима» в той же форме, в какой она преподносилась православными ортодоксами, нашла свое отчетливое выражение во враждебном отношении не только к западному христианству, но и к связываемой с ним западной образованности. Старец Филофий кичился тем, что он — «сельский человек… еллинских борзостей не текох… аще бы мощно моя грешная душа очистити от греха». Став оплотом православной веры, Московская Русь в то же время вступила на путь культурной изоляции от Европы, продлившейся около столетия. По сей день в менталитете русского человека отчетливы элементы ксенофобии(букв. страх перед необычным, неприятие чужого).

Тем не менее, культурные процессы уже XVIвека показали неизбежность и неотвратимость образования. Так, Иван Грозный, отвергнув предложения римского папы и ряда европейских монархов об оказании помощи в деле образования (опасаясь «рассадников католицизма»), вместе с тем распорядился за целый век до Петра — посылать людей за границу для учебы. Появились пособия по латыни, по греческому языку. Возможности для своих детей обучаться латыни и греческому добились бояре — ради образования пришлось в какой-то степени «поступиться благочестием». Латынью владел просвещенный князь, писатель-публицистАндрей Курбский(1528—1583). Стоглавый Собор 1551 г., признав невежество и даже буквальную безграмотность у половины священнослужителей, постановил открыть в Москве (первоначально при лютеранской церкви Немецкой слободы) школы с европейской программой бесплатного образования для учеников разных сословий.

Значительные возможности для расширения образования открыло создание на Руси книгопечатания. Первые его попытки относятся к концуXVвека. С 1553 г. в течение 10 лет вышло несколько печатных изданий, но всерьез за это дело взялись в 1564 г., когда царская казна выделила средства на открытие типографии в Москве. В 1564 г., спустя более двух веков после И. Гугенберга,Иван ФедоровиПетр Мстиславецотпечатали первую датированную книгу на русском языке — «Апостол», в 1565 г. — «Часослов», обе — религиозного содержания. Позже русские первопечатники переехали на Украину, затем в Литву, а в Москве их дело продолжили ученики. До концаXVIвека было издано около 20 книг, в основном церковно-религиозного характера, а также «Азбука», «Лицевой летописный свод» — своеобразная всемирная история, «Степенная книга» — свод русской истории. Среди образовательных книг особой популярностью пользовался «Домострой», составленный на основе отечественных и переводных хозяйственных и нравоучительных наставлений. В нем защищается патриархальный семейный уклад, даются уроки бережливости, рачительного ведения хозяйства, не забыто и патриотическое воспитание. В «Домострое» содержатся и назидания общего характера: «Копающий яму под ближним своим упадет в нее сам», «Всем угождать — зло», «Уча учи поступкам, а не словам».

Стали появляться сочинения, посвященные медицине(«Вертоград» — перевод с немецкого, дополненный русскими книжниками),ботанике,географии, создавались подробныекартыземли русской. Были составлены руководство «О земном верстании», учебники поматематике, без которых не могли обойтись навигация и артиллерия (ок. 2 тысяч пушек разного калибра вXVIв.), в работах «Шестокрыл» и «Космография» содержалось объяснение причин солнечных и лунных затмений», давались таблицы их расчетов.

Русские мореплаватели ходили на Грумант (Шпицберген), открыли Новую Землю, дошли до Оби. В 1525 г. русский дипломат и переводчик Дм. Герасимов высказал идею северного морского пути в Индию, вызвавшую большой интерес на Западе. По морским путям, проложенным русскими, шли иностранцы Баренц, Ченслер и Виллоуби. О путешествиях, земных и морских, составлялись подробные отчеты, часто в увлекательной художественной форме.