Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
К началу XVIIIвека Россия превратилась в огромное по территории государство с большим многонациональным населением. Для управления таким государством требовались решительные организационные шаги. Расширяя контакты с Европой, Россия, еще недавно претендовавшая на роль лидера христианского мира, обнаружила, сколь сильно она отстает от развитых европейских стран — Германии, Голландии, Англии, Франции. В отличие от них, в России не было крупных промышленных предприятий ни в какой области производства. Не имея выхода ни к Балтийскому, ни, по существу, к Черному морю, Россия не могла вести морскую торговлю, не имела и военного флота. Не было и регулярной армии. Дворяне, составлявшие ополчение, не слишком охотно покидали свои поместья, да и не обладали должной военной выучкой. Необходимость реформирования промышленности, армии, государственного управления ставила новые задачи и перед образованием. Требовалась личность, осознающая неизбежность коренных изменений и способная к их осуществлению. «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя и вождь явился», — напишет С. Соловьев.
Таким человеком оказался Петр Первый(1672—1725). Молодой, энергичный, уверенный в себе царевич, взойдя на престол, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 г. он устроил сразу два новогодних праздника. 1 сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 г. от сотворения мира. А уже 20 декабря вышел указ о переходе не европейское летоисчисление — от рождества Христова. На подготовку к празднику, с елками, «огненными потехами» и подарками отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.
С 1700 г. в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая в историю под именем Петра. Решив «прорубить окно в Европу», Петр Алексеевич начал со строительства форта Кронштадт на берегу Финского залива и основания (в 1703 г.) города, названного его именем и ставшего вскоре (1711) столицей России:
«На берегу пустынных волн
стоял он, дум, великих полн.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу».
Строя город-вызов — среди болот, на самом краю России, думал он и о другом. Выход в Европу не мог быть обеспечен только силовыми действиями. Организовав армию и флот и одержав с ними славные победы, Петр не меньше усилий потратил на просвещение России. Опираясь на уже оправдавший себя европейский опыт, «Просвещение Петрово» за короткий срок принесло разительные результаты, коснувшиеся всех сторон жизни. «Птенцы гнезда Петрова» приобщались не только к европейской науке, но и к новым формам этикета, светского и публичного. При Петре утвердились театр, светская живопись, художественная литература, интенсивно развивались наука и техника.
Методы, которыми Петр выводил Россию на общеевропейскую колею, оказались типично российскими. Даже Просвещение, включая галантные манеры и цивильные костюмы, насаждалось варварскими средствами (включая пресловутый запрет на бороды). В тех условиях, однако, это оказалось единственной возможностью преодолеть яростное сопротивление влиятельных сил, не желавших принять историческую неизбежность. Просвещение, начатое Петром, продолженное Елизаветой, а затем Екатериной II, впервые выводило Россию на магистральный общеевропейский путь. Вместе с тем на российской почве оно приобретало весьма характерные особенности: образование стало рассматриваться как обязательное, даже принудительное звено в карьере. Даже дворяне, не обделенные отцовским наследством, должны были, согласно указу Петра, «хлеба своего искать службой, учением, торгами и прочим». «Табель о рангах», введенная Петром в 1722 г. определяла положение его подданных не происхождением или состоянием, а заслугами перед Отечеством. Достаточно сослаться на пример «пирожника»Меншикова, ставшего ближайшим сподвижником Петра (а затем им же сосланного).
Характерен в этом отношении и жизненный путь самого царя. Его первый воспитатель, боярин Ф. П. Соковнин, был убежденным старовером. Питая к нему глубокую почтительность, Петр все же, уже с 10 летнего возраста, предпринял решительные шаги в своем образовании. Он не посчитал зазорным учиться у иноземцев голландскому и немецкому языку, математике, фортификации, баллистике, навигации, кораблестроению. Выделяя их как самые необходимые для того пути, на который вступал огромный корабль Государства Российского, и сам имея к ним предрасположение, царевич анонимно выехал за границу, вырезав на своей печатке: «Я ученик и ищу учителя», работал там плотником и юнгой. «На троне вечный был работник», как писал А. С. Пушкин, «Царь-плотник», «Шкипер Питер». Не только суровость и вспыльчивость Петра, но и демократизм его были широко известны. Будучи самодержцем, он, тем не менее, все свои указы начинал со слов «понеже» (потому что, поскольку) — Петр не просто приказывал, но и разъяснял, доводил до своих подчиненных смысл своих распоряжений. Он мог запросто посидеть с ними за одним столом, не сторонился и красавиц из простого народа. Во многих городах не только России, но и Европы стоят памятники Петру. В Карловых Варах (тогда Карлсбаде) он даже тащит за собой в гору коня — поспорив, что доберется конным до ее вершины. Болезненный от рождения, несмотря на могучие рост и силу, Петр умер от воспаления легких: он лично в зимнюю стужу, по грудь в воде, спасал матросов со шлюпа, застрявшего а устье Невы. Петр всего несколько месяцев не дожил до открытия Академии наук, своего кровного детища.
Петр успел все же завершить реорганизацию управления государством, окончательно подчинив ему церковь. После смерти патриарха Адриана в 1700 году церковью правил «местоблюдитель патриаршего престола», ставленник ПетраСтефан Яворский, а уже после его смерти в 1721 г. вышел указ об упразднении патриаршества и передаче руководства церковьюСиноду. Таким образом, глава государства становился и главой русской церкви, что получило идеологическое обоснование уФеофана Прокоповича(1681—1735): «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» (1721, 1722). В 1721 г., после победы в длительной войне со Швецией, Петр был провозглашенпервым российским императором.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение