Средневековое образование
Социокультурные изменения, происходившие в течение длительного средневекового пути, прослеживаются в развитии системы образования и педагогической мысли. Если поначалу еще сохранялись остатки античной образованности, уважения к образованию, то Европа VIII—Xвв. представляет собой редчайший пример буквальнодикого невежества, которое было характерно не только для простых мирян, но даже для крупных деятелей церкви и королей.
Девизом средневекового обучения была усидчивость: «Сколько букв напишут на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу». Книжный характер средневековой культур сказывался в том, что образование представляло собой заучивание наизусть, зубрежку, носило текстуальный, репродуктивный характер. Далеко не всем был понятен даже смысл молитв, произносимых на латинском или греческом языке, да это и не требовалось. Наиболее образованными считались люди, заучившие Библию наизусть (даже на непонятном им языке, вовсе необязательно было, чтобы эти люди умели читать и писать). Характерно, что даже в университетах, возникших уже в позднем средневековье, лекция спервачиталасьпреподавателем, а затем уже ее текст комментировался с участием слушателей. Непререкаемым был двойной авторитет — учителя и церкви.
С самого начала в католической Европе образование сосредоточилось в руках церкви. В монастырях находились чаще всего немногие образованные люди, кроме того, так осуществлялся контроль над образованием. Уже в раннем средневековье, по постановлению глав католической церкви, были учреждены кафедральные (епископальные) школы. Еще до XIв. учеников жестоко били, а учебник по грамматике имел название «Берегущий спину». Пресекалось всякое вольнодумство в преподавании.
Более либеральный, более светский характер носило образование в Византии. Задолго до создания византийской государственности, уже в Iв., христианская церковь создала собственные школы —катехуменыдля тех, кто, желая стать членом христианской общины, еще не вкусил учения Христа. В них моги учиться все сословия. Более высокая форма церковного образования достигалась в школахкатехизиса, готовивших священнослужителей. Школы катехизиса дали началокафедральнымиепископальнымшколам. Кроме того, по установившейся в античности традиции знания получали в общественных учебных заведениях. Полный цикл образования (энкиклос пайдейусис— отсюда и более позднее — энциклопедия) включал три ступени. Первой былапропедия(начальное образование), второйпедиа— ее проходили вграмматическихшколах, церковных или светских. Такие школы обучали детей с 10—12 до 16—17 лет, кXIвеку их насчитывалось в Константинополе до десяти. Сохранив мнемонические приемы античности, обучение грамоте с обязательной хоровой мелодекламацией, средневековая школа заменила папирус на бумагу, стило — на птичье или тростниковое перо. Существовали также своеобразные высшие учебные заведения, сохранившиеся еще с античности (в Александрии, Антиохии, Афинах, Бейруте, Дамаске) и действовавшие до их закрытия Юстинианом.
В 425 г. в Константинополе, при императоре Феодосии II, была учреждена высшая школа,Аудиториум(от лат.audire— слушать). СIXвека она именоваласьМагнавра(Золотая комната). В МагнавреЛев Математиксобрал весь цвет византийской учености — «консулов философии», «глав риторов». Особенно высоким уровнем здесь отличалось юридическое образование, которое опиралось на римское право и Кодекс Юстиниана. В Магнавре училисьКириллиМефодий, основатели славянской письменности. Большую просветительскую деятельность проводил императорКонстантин VII Багрянородный(913—959). При нем были открыты новые ученые заведения, появились труды энциклопедического характера, в том числе и самого императора — о византийско-русских отношениях.
Секуляризация(от лат.secular— мирской) общественной жизни не могла обойти и образование — как в православном, так и в католическом мире. Так, основная, наряду с Псалтырем учебная книга — Абецедарий была переведена с латыни на родные языки. В учебном пособии Александера (XIVв.) грамматика и Библия изучались в рифмованном, удобном для запоминания виде. Физические наказания были отменены. Порой объявлялись даже «дни веселья», когда разрешались игры, борьба, скромные развлечения. Хотя каникул формально не существовало, отдых предоставлялся также во время многочисленных церковных праздников.
Растущая секуляризация жизни сказывалась и в общем отношении к учебе. Поначалу она была сословной, воспитывая у крестьян добродетель трудолюбия, у аристократии — доблести, у духовенства — благочестия. Большинство знати не стремилось к грамоте. Основатели династии Меровингов не умели писать по латыни, совершенно неграмотными были первые Каролинги (VIIIв.). Изменение отношения к образованию в этот переломный период средневековой культуры можно видеть даже на протяжении одной жизни, на примере одного из основателей династииКарла Великого(742—814). Оставаясь неграмотным до 30 лет, он затем пригласил ко двору учителей и ученых монахов из Италии, Англии, Ирландии («Острова ученых») — Алкуина, Теодульфа и других, которые составили «Каролингский минискул» — легко читаемое латинское письмо. Ирландский богословАльбин Алкуин(735—804) сочинил «Письмо об изучении наук» и трактат «Всеобщее увещевание», обосновывающие необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей. Сам Карл не счел для себя зазорным заделаться школяром, освоив за два года латинскую грамоту, основы астрономии, риторики, литературы. Дворцовая школа, созданная при Меровингах, получив название Академии, переезжала вместе с королевским двором и обучала не только детей императора, его приближенных и высших лиц церкви, но и выходцев из более низких сословий. С того времени день Св. Шарля (Карла) во Франции отмечают как школьный праздник.
Социокультурные изменения средневековья прослеживаются и в воспитании рыцарства, характерного порождения феодальной культуры. Здесь имело место специфическое переплетение варварства (жестокости, обжорства), античности и христианского благочестия. Если поначалу рыцарское воспитание отвергало римское образование и делало упор на физическое развитие и военное искусство, то затем число «рыцарских добродетелей» расширилось до непременных семи: владение копьем, фехтование, верховая езда, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте (чаще лютне или арфе). В Скандинавии требовались также знание рун (эпоса и магических знаков), навыки навигации и работы по металлу. В рыцарском воспитании дух средневековья выразился в причудливом сочетании неприхотливости и утонченности, рыцарские понятия дружбы, верности, чести, долга, мужества, доблести стали нарицательными.
Значительную, хотя и неоднозначную роль в образовании сыграли монашеские ордена. Уже в 529 г. в Монтекассино (Италия) был основан орденбенедиктинцев. Его основательБенедикт Нурсийскийпоставил задачу накопления и передачи знаний. Бенедиктинцы были известны как искусные врачи и фармацевты. Они же изобрели знаменитыйликер, бенедиктин. В погребах монастырей и замковФранцииродилисьшампанскоеиконьяк(названные в честь областей где их изобрели).
Широкое распространение ордена получили в XIIв.Рыцари орденов, вступая в них, давали обеты послушания, хранения таинств, бедности и безбрачия. В 1128 г. на месте храма Соломона в Иерусалиме возник ордентамплиеров(отtemple— храм). Несколько позже были созданы получившие огромное влияние нищенствующие орденадоминиканцевифранцисканцев. Часто их члены были странствующими миссионерами (само слово монах,monachosозначает отшельник, странник), донося христианское вероучение даже до Китая, а позже Японии. Именно из их среды вышли крупнейшие теологи — Альберт Великий и Фома Аквинат. Чрезвычайно щепетильно относясь к распространяемой ими вере, францисканцы и доминиканцы были совершенно непримиримы к любым проявлениям ереси. ВXIIIвеке они возглавилиинквизицию. Столь же противоречивую роль сыграл и основанный гораздо позже (в 1534 г.) ордениезуитов(от Иисус), многие высокообразованные представители которого были инквизиторами. Весьма характерно, что создание инквизиции и первых университетов приходится примерно на одно время.
Университетыявились вершиной средневекового образования. Первый из них, в Болонье, возник уже в концеXIвека, а уже вXII—XIIIвв. университеты стали неотъемлемой частью городской жизни. Базой для них, как правило,служила система церковных школ — кафедральных и монастырских. Так, Парижский университет вырос в 1160 г. из Сорбонны, богословской школы при соборе Нотр-Дам, присоединив к себе медицинскую и юридическую школы. Подобным же образом возникли не менее знаменитые Оксфорд (1206) и Кембридж (1281), университеты в Неаполе (1224) и Лиссабоне (1290). В 1224 г. был создан университет в Саламанке (Испания), в 1228 г. в Падуе (Италия). Новые университеты стремительно разрастались, расширялась и специализация.
Рост университетов был вызван развитием городов, культурных запросов граждан, способствовал производству и торговле. Так, университет во Флоренции был открыт в 1348 г. именно как средство поправить дела в опустошенном войной городе. В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, а в XIV в. прибавилось еще 25, в том числе в Пизе, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове (Ягеллонский университет). Часто они учреждались и светскими властями.
Создание и права университетов подтверждались привилегиями — особыми документами за подписью папы или царственных особ. Они закрепляли университетскую автономию (суд, управление, присвоение ученых степеней), освобождение от воинской службы (уже в XIII в.). Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами вроде «граф права». Неофициальными титулами еще раньше наделялись и выдающиеся ученые-преподаватели: Doctor Mirabilis (Чудесный) — Роджер Бэкон, Doctor Universalis — Альберт Великий, Doctor Angelicus — Фома Аквинат, Doctor Subtilis (Утонченный) — Дунс Скот, Doctor Illuminatus (Озаренный) — Раймунд Луллий, Doctor Seraphicus — Бонавентура) и так далее.
В средневековых университетах проводились защиты диссертаций, философские и научныедиспуты. Уже тогда были обоснованы принципы приоритета в авторстве, запрет на плагиат, способы цитирования и ссылок на предшественников.
Первые университеты были очень мобильны, переезжая в случае чумы, войны и прочих бедствий. Часто из университета в университет переходили студенты, приглашались профессора. Практика "визитирующего профессора" и сегодня распространена в Европе и США. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества, позже сформировались отделения по специальностям — факультеты и колледжи. Эти образования и определяли жизнь университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали ректора (лат. — управитель) университета.
Велением времени стали и городские школы, возникшие из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников. Городские школы, содержавшиеся на средства ремесленников, вели общеобразовательную подготовку на родном языке. Обычно городскую школу возглавлял нанятый городской общиной педагог, который сам подбирал себе помощников. Встречались и странствующие учителя, перебиравшиеся с места на место в поисках контракта.
Университеты противопоставили схоластике, «науке пустых слов и сотрясения воздуха» кипучую интеллектуальную деятельность. Возрождая дух античности, они готовили ученость Возрождения. Из стен старинных университетов вышли выдающиеся деятели науки и просвещения, обновленной религии — Ян Гус, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Николай Коперник, Галилео Галилей, Френсис Бэкон…
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение