logo search
Торосян_Культурология

Средневековое отношение к античности

Резкая смена ценностей чрезвычайно наглядно прослеживается в отношении средневековья к античной культуре. Особо неприемлемым в ней для христианской идеологии было возвышение человека, которое расценивалось как грех гордыни, один из семи «смертных грехов». «Христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм театра, музыки и пластических искусств, а также связь всего этого с язычеством». (Аверинцев С. С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758.).

Борьба с язычеством была наиболее удобным и убедительным предлогом для гонений на античность, которые принимали порой не менее жестокие формы, чем до этого — гонения на христиан. Была убита в 415 г. толпой христиан — фанатиков Ипатия, образованнейшая женщина своего времени, математик и философ. На официальном же уровне преобладал более тонкий подход. «Негоже одними устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу», — так сформулировал позицию церкви папа ГригорийI(VIв.). В 529 г. император Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, просуществовавшую девять веков. Его же запрет выплачивать жалованье учителем риторики и грамматики привел к закрытию большинства школ афинского типа. Запрещены были, как языческие, Олимпийские игры. Закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось в пользу казны. В этих условиях языческое сознание было обречено на отмирание.

Вместе с тем богатейшее культурное наследие античности не могло быть просто отброшено, и в действительности происходила длительная, сложная и противоречивая трансформацияантичной культуры, ееадаптацияк христианской доктрине. На повседневном уровне это произошло, например, с языческими праздниками, переиначенными на христианский лад (Новый год, Масленица). Такой процесс происходил и в духовной сфере: «Исторический облик христианства навсегда получает отпечаток греко-римской культуры: особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики». (Там же). Жесткую трансформацию претерпели «семь свободных искусств»: диалектика (философия) была обращена в «служанку теологии», искусство риторики предназначалось для составления проповедей, астрономия — для определения дат христианских праздников, музыкальное искусство ограничивалось церковной службой и т. д. Светские знания признавались второстепенными, подчиненными изучению Библии и христианской догматики. Особенно неприемлемым из античной образованности для раннего Средневековья было эстетическое воспитание, объявленное «духовной мерзостью» (вспомним, что подобное отношение начало формироваться еще в римский период).

Иоанн Златоуст(354—407), прозванный так за свой дар проповедника, упрекал школы античного типа в том, что их главная цель — «научить хорошо говорить» и тем зарабатывать презренные деньги, а не «наставлять душу».Аврелий Августин(354—430), признавая достижения античной образованности и принимая программу «семи искусств», предостерегал, что античная традиция образования «погрязла в вымыслах», «изучении слов, но не вещей». Неоднозначно относились к античности и многие другие отцы церкви.Григорий Назианский(ок. 329—390) был поклонником греческой литературы.Климент Александрийский(?—215) изучал и интерпретировал идеи Платона, который был объявлен предшественником христианства. ФилософыПрокл, Порфирий, Ямвлихнемало трудов посвятили комментариям сочинений Платона и их христианскому переосмыслению.Василий Кесарийский(330—379) написал трактат с более чем характерным названием «О том, как молодые люди могут извлекать пользу из языческих книг». (В позднем Средневековье вXIIв., подобные же мысли обосновывал Пьер Абеляр). АрхиепископМартин де Брага(VIв.) утверждал, что христианам есть чему поучиться у античных стоиков — благоразумию, осторожности и осмотрительности, мужеству, справедливости и воздержанию.

Весьма своеобразную трансформацию претерпела философия Аристотеля. Продолжая числить его Учителем, Средневековье какие-то его положения принимало, в какие-то вносило «исправления и дополнения», какие-то вовсе запретило.