logo search
Торосян_Культурология

Периодизация японской культурной истории

Древнейшая из эпох японской культуры известна под названием кофун дзидай. Кофун представляет собой курган, квадратный спереди и круглый сзади, окруженный наполненным водой рвом. Обнаружено более 10 тыс. таких курганов — погребений, древнейший из которых, Хасихака, близ священной горы Мива, датируется 300—310 гг. нашей эры. Его размеры достигают 278 м., что позволяет предположить в нем захоронение одного из первых японских царей,Ямато. (Ямато — означает путь гор).

На рубеже III—IVвв. в долине Ямато распространились представления, что царь (окими) является обителью божественного духа горы Мива. ВVIIв. из Китая пришел терминтэнно(кит. тянь хуань) —небесный правитель. Приравненный к богам окими, озирая край с вершины священной горы, мог наилучшим образом управлять страной. Существовал даже особый обряд воцарения, для выполнения которого царь должен был удалиться в специально построенное помещение и провести там в покое определенное время — чтобы божественный дух вселился в него.

Так сложилось, что культ императора, зародившийся в эпоху кофун, в последующем только нарастал. Главными составляющими японской религии являются культ предков и правителей (также пришедший из Китая, но здесь достигший еще большей степени) и обожествление духов. Религия, сложившаяся в Японии в ходе переплетения даосизма, конфуцианства, буддизма и местных традиций, получила название синтоизма(синто — путь богов). Пантеон раннего синтоизма состоял из божеств — предков наиболее важных родов, прародительницей царского клана считалась богиняАматэрасу. Утверждение синтоизма как государственной религии произошло вVIIв. при императореТэмму, создавшего государственный совет по делам религии. При нем была учреждена первая столицаФудзивара Ке, резиденция царя с 694 по 710 гг.

В 710 г. в местности Нара была построена уже постоянная столица — Хэйдзё Кё(столица цитадели мира). Этим открываетсяэпоха Нара(710—794 гг.). Первые столицы были построены по особому плану жрецов в долинах, омываемых реками и окруженных горами. Комплекс зданий дворца императора —микадообразовывал замкнутый прямоугольник, внутри которого находился декоративный парк. ВVIIIв. появилсялунный календарь, месяцы которого, начинаясь с января, носили порядковый номер, обладая еще и дополнительными названиями (напр., «месяц сокрывшихся богов»). Общие летоисчисление велось по годам царствования императоров, часто также с дополнительным названием (например, «Тайка» — «Великие реформы»). В 784 г. столица Японии была перенесена в г.Нагаока, а в 794 г. — вХэйан Кё(Киото), что означает «Мир и спокойствие».

Начавшаяся в 794 и продолжавшаяся до 1185 г. эпоха Хэйансчитается «Золотым веком» японской культуры. Именно в этот период произошло творческое переосмысление пришедших из Китая и Кореи влияний. Необыкновенной утонченности достигло свойственное японцам поэтическое восприятие мира, происходило становление национальных литературных жанров, «Хэйанская культурная традиция складывалась из обрядов, граничащих с шаманством и магией, мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма» (Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001. С. 309.).

На исходе XIIв., когда Япония вступила в эпоху зрелого феодализма, к власти пришло военно-феодальное сословиесамураев, а государство стало возглавлятьсясёгуном, военным правительством, просуществовавшим вплоть доXIXв. Столица была перенесена в бывшую военную ставку главы сёгуната, Минамото — селение Камакура. В культурепериода Камакура(1192—1333) усиливается народная основа, возрастает интерес к истории и реальной жизни, упрощаются религиозные обряды.

Следующий период в эпохе сёгуната — Муромати(1333—1575), получил свое название по кварталу в старой столице, Киото, где располагалось военное правительство сёгунов из рода Асикага.XIVвек оказался веком феодальных междоусобиц и в этом смысле был переходным периодом к зрелому феодализму. Распри прекратились в промежутке времени между вторым и третьим сёгунатом (1575—1614). Период, завершающий феодализм и начинающий новую историю Японии, именуетсяЭдо(по названию новой столицы, ныне — Токио), он продлился с 1614 по 1868 г. В эту пору основными творцами и потребителями культуры, принимающей все более мирской характер, становится третье сословие горожан.

Ликвидация режима сёгуната и реставрация императорской власти произошли после революции Мэйдзи(1867—68 гг.), которая расчистила поле для капиталистического развития Японии. Эпоха Мэйдзи — эпоха японского Просвещения, выведшая страну из экономической и культурной изоляции. Вместе с тем, культурно-исторические традиции не были прерваны, и чрезвычайно сильны и по сей день. Согласно действующей с 1947 г. конституции император является «символом государства и единства нации», что определено «волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». День рождения императора отмечается как национальный праздник Японии.