logo search
Торосян_Культурология

Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»

Хотя латинское «antiquus» (букв. древний) в широком смысле может быть применено к любой из древних культур и цивилизаций, исторически сложилось так, что этим понятием выделяется именногреко-римская, в связи с совершенно особым местом в истории человечества. Впервые понятие «античность» было применено к ней итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, которые стремились к возрождению многих ценностей, незаслуженно забытых или даже сознательно отвергнутых средневековьем. Не только итальянским гуманистам античность представлялась «золотым веком» человечества. С «Прекрасным маем, который цветет лишь однажды, и никогда более», сравнивал ее великий Гете. Детством, юностью человечества, с только им присущими непосредственностью и пылкостью, предстает античность и у многих других мыслителей. «Греческим чудом» восхищался знаменитый археолог Шлиман, античность вдохновляла поэтов, художников, композиторов самых различных эпох. На этом фоне не слишком заметен скепсис Гегеля, который видел в ней «быстро облетевшую розу».

Ряд исследователей обращает внимание на то, что Греция не представляла собой единого географического пространства, располагаясь частью на островах, частью на суше, с различным ландшафтом, почвой, погодными условиями. Не была она единой и в социально-политическом плане, различными были диалекты, календари и монеты, правители и герои. Полисы (города-государства) часто соперничали и даже воевали друг с другом, как, например, Афины и Спарта. Правда, в моменты серьезной опасности полисы объединялись против общего врага. Но главным фактором, позволяющим говорить об античности как целостности, был ее особый дух.

Поясним сказанное. Несомненно, расцвету античной культуры способствовали исключительно благоприятные географические условия Греции, находящейся на перекрестке торговых и культурных связей, благодатный в целом климат. Но ведь в не менее благоприятных условиях развивались и многие другие культуры Средиземноморья, поэтому решающим преимуществом можно назвать демократическое устройство античных полисов, которое поощряло свободное развитие мысли, обмен мнениями, здоровое соревнование людей и идей. Дух, которым проникнута античность, это дух творчества, упоения жизнью, восхищения прекрасным, уважения к личности и мысли. Это была эпоха, когда глазами, широко открытыми в мир, люди видели все новые стороны бесконечно многообразного и интересного мира, а «глаза ума» (Платон), благодаря смелым философским обобщениям, выявляли в потоке, куда «нельзя войти дважды» (Гераклит), устойчивые закономерности. Само возникновение в VII—VIвв. до н. э. древнегреческой философии явилось наиболее восхитительным и зрелым продуктом благодатной атмосферы античных полисов. Как писал Ф. Энгельс, «в греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, все позднейшие типы мировоззрений». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 369.)

Впервые антропоморфные мифологические представления о природе, стихийные наблюдения над особенностями познания мира, разрозненные этические, эстетические, правовые и политические идеи объединяются во всеохватывающих системах. Солидную теоретическую и практическую базу в античном мире получает образование, рассматриваясь как дело первостепенной государственной важности.