logo search
Торосян_Культурология

Периодизация античности

Античная культура, родившись на островах Средиземноморского бассейна и полуострове Пелопоннесс, восходит истоками к Крито-минойской(доXVв. до н. э.) и сменившей ееКрито-микенской(XV—XIIвв. до н. э.) цивилизациями, которые, обладая несомненной самобытностью, вместе с тем послужили связующим звеном между Египтом и Европой (в том числе и чисто географически).

Первые сведения о минойскойкультуре относятся к рубежу третьего тысячелетия до н. э. На Кикладских островах, расположенных в Эгейском море, сохранились останки крепостных стен, мраморные статуэтки, бронзовые орудия и украшения, расписные сосуды. На рубежеIII—IIтысячелетий на островах, в особенности наКрите, рассветает городская жизнь, строятся дворцы. В названии «Крито-минойская» отражен, кроме географического, еще и мифологический элемент — легендарного царя острова звалиМиносом. Его именем английский археолог А. Эванс назвал обнаруженный в раскопках дворец в Кноссе, в центральной части Крита, именно в этом дворце предание помещает знаменитый лабиринт сМинотавром, чудовищем с головой быка (таврос) и туловищем человека. Дворцы, вокруг которых сосредоточилась вся жизнь на Крите, действительно напоминали внутри лабиринты, хотя в целом их комплекс имел вид единого ансамбля. На замечательных дворцовых фресках (настенной живописи) изображались животные, цветы, «игры с быками», связанные с главным минойским культом, бога-быка. Он олицетворял разрушительные силы, которым противопоставлялась Великая богиня-владычица. Царский дворец был одновременно религиозным, административно-политическим и хозяйственным центром.

Достигнув расцвета в XVI— первой половинеXVвв. до н. э., минойская цивилизация была за короткое время буквально разрушена. Причиной этому послужили несколько факторов. Разрушительной силой оказалось извержение вулкана на соседнем с Критом острове Фера, также с прекрасными постройками. Согласно преданию, после этого извержения канула в пучину моря легендарная Атлантида. Именно в споре о ее существовании не веривший мифу Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». Вполне реальной разрушительной причиной было также вторжение на Крит воинственныхахейцевиз материковой Греции. Есть, однако мнение, что минойская культура не смогла противостоять этим «вызовам» из-за пресыщения роскошью, изнеженности, которые оказались тем лабиринтом, из которого, в отличие от легендарного Тесея, она не сумела выбраться.

После этого центр античной цивилизации перемещается на материк, в г. Микены, в котором жили и действовали полулегендарные герои —Персей, Атрей, Агамемнон. С Крита были заимствованы некоторые боги, фресковая живопись, водопровод, канализация. Ахейцы переняли у минойцев также слоговое письмо, приспособив его для передачи своего языка. Само оно было утрачено, но традиция письма, заложенная на Крите, была принята всей европейской культурой. Как и на Крите, мы пишем слева направо и сверху вниз, выделяем заглавные буквы и красную строку. В свою очередь, Микены подчинили себеТрою, город в малой Азии (ныне в Турции), где разыгрывались многие событиягомеровской«Илиады».

В 1876 г. немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822—1900) были открыты в Микенах так называемые шахтные гробницыс богатыми украшениями и масками. Обнаружив одну из золотых масок, взволнованный Шлиман отправил в Берлин телеграмму «Я видел Агамемнона!» Правда, это оказался другой герой, что отнюдь не снижало ценности находок.

В Микенах, как и на Крите, культурная жизнь была сосредоточена в дворцах, сооруженных из огромных каменных глыб, без всякого связующего материала. Греки, увидев эти мощные стены, назвали их циклопическими: их могли соорудить только циклопы, мифологические одноглазые великаны.

В конце XIIIв. до н. э. огромная массаварварских, не покоренных крито-микенской цивилизацией воинственных народов, устремилась с Балкан на Юг. Игравшие ведущую роль в этом переселениидорийцыобладали железным оружием, гораздо более эффективным, чем бронзовое. С приходом дорийцев вXII—XIвв. открывается железный век в Греции, но и приходит конец крито-микенской цивилизации.

Античная культура вступает в следующий период своего развития (XI—VIIIвв.), обычно называемыйгомеровским, по имени полулегендарного автора «Одиссеи» и «Илиады». Из этих поэм, созданных вVIIIв., узнаем отроянскойвойне, разыгравшейся вXIIIв. до н. э., получаем картину быта и нравов древних греков, воссоздаем мифологические представления, в которые рука об руку действуют боги, герои и простые смертные.

Памятников гомеровского периода сохранилось немного. Основными строительными материалами были тогда дерево и необожженный кирпич, деревянной была и скульптура. Лучше сохранились терракотовые и бронзовые статуэтки, керамические вазы, расписанные орнаментом. В этот период не было письменности, первые известные после длительного периода греческие надписи относятся уже к архаический эпохе(вторая половинаVIIIв. до н. э.), но тогда использовалось не линейно-слоговое письмо, а совсем иное, алфавитное, заимствованное у финикийцев. Века сXIпоVIIIизвестны еще и под названием «темных» — слишком мало о них сохранилось сведений, а может, и потому, что это были века смут и раздоров.

В отсутствие письменности и монументальной архитектуры духовность античности нашла выражение в мифах, эпосе, культовых гимнах, музыке, религиозно-магических практиках. Гомеровские греки были индоевропейцами, занимавшимися скотоводством и земледелием, культивировавшими оливу и виноград.

Архаическийпериод (VIII—VIвв. до н. э.) дал новый мощный импульс античной культуре и цивилизации. Воссоздается система товарного рынка и денежного обращения, юридически и политически закрепляется суверенитет полиса. Характер целостной системы приобретает восхитительная античная мифология, зарождается, выделяется из мифа натурфилософия, обосновываются нормы морали и каноны искусства. Греческое искусство обогащается влиянием египетской и вавилонской архитектуры и скульптуры. Возникает античный театр, выросший из хороводов, песен и гимнов в честь Диониса. Формируются такие полисы, какАфины, Спарта, Коринф, Фивы. Впервые появляются понятияэллины, Эллада, охватывающие греческий мир в целом.

Высший подъем Эллады приходится на классическийпериод, наступивший после побед вгреко-персидских войнах(500—449 гг.), которые сделали Афины ведущим государством античного мира (особенно в правлениеПерикла, в 444—429 гг.). Высокого расцвета достигли философия, право, искусство, наука. Однако период расцвета длился недолго, он был прерван затяжнойпелопоннесской войной(431—404 гг.) между Афинами и Спартой. Ее выиграла олигархическая (олигархия — букв. власть немногих), милитаризованная Спарта, обратившаяся к помощи извечного врага — персов. Поражение Афин, обернувшееся эпидемией, роспуском афинского морского союза (в который входило 208 полисов), утратой колоний, разрушением крепостных стен и возвращением в город противников демократии, было выражением и следствием общегокризиса полисов.

Развитие товарно-денежных отношений обернулось вытеснением общественной собственности на землю, идеологией индивидуализма, исчезновением духа высокой гражданственности и патриотизма. Вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, служащие тому, кто больше заплатит. Полисы погрязают в междоусобицах, а в итоге после битвы при Херонее(в 338 г. до н. э.) Греция подчиняется македонскому царю ФилиппуII.

Походы на Восток сына Филиппа, Александра Македонского(356—323 гг.) становятся новым рубежом в истории античности. В огромной державе, созданной Александром и простирающейся от Дуная до Инда, от Египта до Средней Азии происходило обогащение греческой и местных культур, всячески поощряемое Александром. В результате возникла культураэллинизма, сохранившаяся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птоломеевский Египет, государство Селевкидов, Пергам, Бактрия, Понт).

После смерти последней египетской царицы Клеопатры начинается римскийпериод античной культуры.

Несмотря на вполне определенные особенности каждого из выделенных периодов, серьезные социокультурные изменения, происходившие в течение длительного периода, превышающего тысячелетие, можно видеть глубокую преемственность между ними. Это послужило основанием, что в изложении основных черт античной культурной истории мы не будем отделять друг от друга ее стадии. В конце концов этого не делает наш современник, восхищающийся греческой мифологией или любующийся архитектурными памятниками, созданными в Греции в различные эпохи.

Более серьезной проблемой является, с какой из форм античной культуры начинать ее описание — в равной степени достойны внимания и философия, и мифология, и искусство. Начнем с мифологии, которая так или иначе — в основании всех других ветвей античной культуры. Из мифологии выделилась древнегреческая философия, значительный импульс она дала физике и математике. Античные мифологические сюжеты вдохновляли поэтов, художников, скульпторов, композиторов не только той эпохи, но и более поздних, вплоть до современной. Не будет преувеличением сказать, что древнегреческая мифология — наиболее красивая, изысканная и богатая сюжетами. Многие ее сюжеты стали хрестоматийными, имена — нарицательными, изречения — крылатыми.