logo search
Торосян_Культурология

Ислам в современном мире

Опасные и разрушительные трансформации начались в XIV—XVвв., знаменуя конец арабского Возрождения. Серьезные проблемы связаны с исламским фанатизмом в сегодняшнем мире. В бывших центрах мусульманской учености, Багдаде (столице современного Ирака) и Тегеране (столице современного Ирана) стало набирать силу движениеисламского фундаментализма. Требуя «возврата к основам» (фундаменту), оно включает сюда отказ от светского образования, права, светских форм общения и привычек (вплоть до телевидения), запрет на светскую форму одежды. Наиболее радикальные «фундаменталисты» открыто призывают к убийствам «неверных», массовому террору. Весь мир потрясла атака террористов, со множеством жертв, на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, захват чеченскими террористами, также с тяжелыми последствиями, развлекательного центра в Москве в октябре 2002 года. Более 10 лет вынужден скрываться от религиозных фанатиков индийский писатель Салман Рушди — его книга «Сатанинские стихи» была сочтена оскорбительной для ислама рядом его вождей, которые открыто пообещали за голову писателя миллион долларов. Погромы с жертвами начались в 2002 году в Нигерии, готовящейся провести конкурс «Мисс Мира», когда местная газета высказала мысль, что таких красавиц даже Мухаммед согласился бы взять себе в жены.

Карта исламского фундаментализма особенно цинично разыгрывается политиками там, где низок образовательный, общекультурный уровень населения. Так, плодами «революции», свергшей в 70-гг. ХХ в. иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, воспользовались религиозные мракобесы во главе со срочно вернувшимся в страну аятоллой Хомейни. Установив на долгие годы жесточайший режим, они еще и ввергли Иран в истощившую ее, бессмысленную семилетнюю войну с соседним Ираком. Ирак, в свою очередь, через несколько лет начал военную агрессию против другого своего соседа, столь же исламского Кувейта, с целью захвата его нефтяных месторождений.

Не ставя задачей специальный анализ этого вопроса, следует заметить, однако, прямую связь роста «фундаментализма», угрожающего всему миру, а также образу ислама и его подлинно культурным традициям, с плачевным экономическим состоянием и неизбежно сопутствующими ему тоталитарными режимами. Не случайно Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Пакистан числятся среди стран-«изгоев». Между тем наводившая когда-то ужас на всю Европу Турция делает сейчас все, чтобы влиться в мировую экономическую и культурную систему. Развивая туризм и промышленность, сдержанную внешнюю и внутреннюю политику ведут Египет, Йемен, Саудовская Аравия (страна исламских столиц, Мекки и Медины), Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (которых еще недавно не было на политической карте мира). В Кувейте даже допустили к профессии брокера женщин, представляя это как раз как успех исламского образования. Как бы то ни было, ситуация в сегодняшнем исламском мире лишний раз доказывает: будущее имеют те страны, которые делают упор не на террор и агрессию, а на культурное строительство.