logo search
Торосян_Культурология

Наука и образование

Ислам послужил серьезным стимулом для развития философии, хотя бы для толкования его положений. Такую задачу ставил перед собой возникший в IXв.суфизм, мистико-аскетическое течение внутри ислама. Переплетая в себе положения зороастризма, мистической каббалы, неоплатонизма, он был направлен на постижение Аллаха. Полемизируя с ортодоксальной мусульманской философией, суфизм доказывал, что божество порождает мир путем эманации (излияния — термин из неоплатонизма), а цель человеческой жизни — полное растворение в божестве, чему особенно способствуют философия и искусство. Значительный импульс получила в исламском мире античная философия, преследуемая в средневековой Европе как языческая. Достаточно сказать, что многие произведения античных авторов уцелели, часто в единственном экземпляре, в арабских свитках и вернулись в Европу уже в обратных переводах. Время «Арабского Возрождения» (IX—XIIIвв.) наступило гораздо раньше, чем в Европе. В ту пору было популярно изречение, приписываемое Мухаммеду: «Чернила философов значительно важней, чем кровь мучеников».

Знаменитый философ и медик XIв.Ибн-Сина(Авиценна), «Владыка наук», советник целого ряда правителей Востока, сумел систематизировать все современные ему философские и научные знания. Огромное значение он придавалобразованию, посвятив ему «Книгу о душе», «Книгу знаний», «Книгу указаний и наставлений». Путь к всеобщему воспитанию и развитию Ибн-сина видел в средствах философии, поэзии, музыки. В самой организации знания он поощрял дух свободного, открытого, здорового соревнования. Весомый вклад внес другой хорошо известный Европе мыслитель, арабо-испанский философИбн-Рушд(Аверроэс, 1126—1198). Большинство его трудов — имеющие самостоятельную ценность комментарии к Аристотелю. В своей «Системе доказательств» Ибн-Рушд утверждал, что истина постигается не теологами, а учеными, так как только они опираются на доказательства. Аверроэс отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, доказывал извечность мира.

Вообще традиция возвышения науки вовсе не была подавлена строгими требованиями ислама. Уже в Х в. ученый-энциклопедист Абу-аль-Кинди (801—973), ставя науку и философию выше религии, требовал в процессе воспитания формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Огромное значение образования подчеркивал крупнейший философ ВостокаАль-Газали(1056—1111), посвятив четырехтомное сочинение «Воскрешение наук о вере» развитию способностей с детского возраста, приемам наблюдений за детьми, их творческому развитию, включая физические упражнения и бытовую культуру. Стержнем образования он считал нравственное воспитание. Проблемы образования и воспитания — важнейшие в 150 трактатах иранского философаНасирэддина Туси(1202—1273), включая «Книгу мудрости» и «Обучение мудрости». Знание — то снадобье, которым человек пользуется всю жизнь.Абдурахман Ибн-Халдун, развивающий ученье Аристотеля, доказывал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми, а упорядочить их помогает разум на основе опыта — «того, чему учит время». Он призывал не форсировать обучение тому, что непонятно в детском возрасте, включая Коран.

Центрами образования и наукив арабском мире сталиБагдад,Басра,Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки» — своеобразное объединение обсерватории, академии, библиотеки и коллегии переводчиков. Уже в Х в. появились средние и высшие мусульманские школы,медресе(обычно при мечетях), где преподавание велось на арабском и персидском языках. Именно в арабской системе образования возникли первые «тесты» — с выбором одного ответа из нескольких предложенных. Крупным культурным центром исламского мира была при владычестве мавровИспания, где наука и образование достигли наивысшего расцвета приАбдурахмане III(912—961) и его преемнике ХалемеII(961—976). В учебных заведенияхСевильи, Саламанки, Кордобы, Гранады, Толедоучились и женщины, преподавали представители различных национальностей и даже вероисповеданий. При арабах в Гранаде впервые в средневековой Европе появилисьтуалетыибани, именно арабы (приученные к этому намазом) научили европейцев мыть руки перед едой. Привычка часто мыть руки долго еще считалась в Европе подозрительной: в той же Испании после изгнания евреев и мусульман она служила поводом для доносов. Характерно, что в свой христианский период именно Испания стала оплотом инквизиции.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Абу-л-Вафав Х в. составил тригонометрические таблицы и формулы, аОмар Хайям(тот самый) написал «Алгебру» («Аль-джебр»), в которой исследовались уравнения до третьей степени и иррациональные числа. Он же ввел в 1079 г. календарь более точный, чем современный грегорианский. Значительные труды в области математики и оптики создал египтянинИбн-аль-Хайям.

Наивысшего в мире уровня достигла медицина, особенно благодаря Авиценне(Ибн-Сине), обобщившему в своем «Каноне врачебной науки» опыт греческих, римских, персидских, среднеазиатских, индийских врачей. Багдадский хирургАбу Бакар Мухаммед ар Разидал классическое описание кори и оспы, боролся с нею путем прививок. Сирийская семьяБахтишодала семь поколений знаменитых врачей.

Солидные труды, не уступающие греческим, были написаны в области истории. Уже позже, вXIII—XIVвв., когда фанатичные мусульмане начали гонения на науку, сжигая книги даже по математике, лишь история по-прежнему пользовалась почетом.