logo search
Торосян_Культурология

Художественная культура России XIX века

Особое место не только в художественной, не вообще в русской культуре XIXвека занимаетлитература. Нередко даже говорят о еелитературоцентризме. Вероятно, ни в одной стране умонастроения не определялись в такой степенихудожественной литературойилитературной критикой, постоянно находящейся с ней в полемике, порой жесткой, но конструктивной. Литература служила не просто «зеркалом жизни», она была еще и наставником, учителем и судьей, «совестью эпохи». Известные слова о том, что «поэт в России больше чем поэт», сказанные в середине ХХ века, в полной мере могут быть отнесены и к веку девятнадцатому.

Таким «больше чем поэтом», способным «глаголом жечь сердца людей», был, конечно, Александр Сергеевич Пушкин(1799—1837), «наше все», как о нем отозвался другой поэт, Аполлон Григорьев. За короткую жизнь Пушкина из под его пера вышли и стихи, и поэмы, и сказки, и повести, и даже серьезные историографические исследования, замечательным памятником литературы является и его переписка. Как «любви все возрасты покорны», так и Пушкина можно читать в любом возрасте, каждый раз воспринимая его и восхищаясь им по-новому.

Кажущаяся простота творчества Пушкина приходит к нам в детстве уже с его сказками, но с ними приходит и удивительная певучесть и мелодичность русского языка, уловленная и переданная этим самым русским из русских поэтов, внуком «Арапа Петра Великого». Автор этих строк помнит, как его, четырехлетнего мальчика, жившего тогда в Ереване, в совершению армянской и армяноязычной во всех поколениях семье, буквально заворожили впервые услышанные им от старшей сестры строки Пушкина, заставив учить русский язык:

«Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам»…

… «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

Кудесником, сумевшим ввести тысячи и миллионы людей в мир русской культуры, культуры вообще, был сам Пушкин. Войдя в мир поэзии по стопам Г. Державина и романтика В. А. Жуковского(1783—1853), он вознесся неизмеримо выше. Именно с именем Пушкина связывают«золотой век» русской поэзиии вообщерусской литературы. Сохранив романтический настрой, Пушкин от абстрактного романтизма перешел к романтическому прославлению Отечества, воспеванию русской природы и русской истории. Как писал академик Д. С. Лихачев, «Все события русской истории Пушкин сделал частью своей поэзии». Можно с полным правом сказать, что и свою поэзию Пушкин сделал частью и событием русской истории, и объясняется это не только силой его художественного гения, но и актуальностью, злободневностью его творчества, а в месте с тем — вневременностью. Читая «Бориса Годунова», написанного Пушкиным о событиях, прошлых для него, мы задумываемся и о его времени, и о нашем. Образы, созданные им в «Евгении Онегине», «Повестях Белкина», «Моцарте и Сальери», «Медном всаднике» под разными именами вновь и вновь появляются в разные времена. Он мог написать бессмертные стихи, оторвавшись от игры в карты — их строки жили в нем. Завораживающая, волшебная сила пушкинского слога — и в тех народных корнях, которые постоянно его питали, сказках, услышанных им от няни Арины Родионовны, и в волнующей поэзии русской усадьбы, неброской красоты русской природы, «очей очарованья». Его музу питало и общение с кругом друзей — поэтов из «просвещенного дворянства» — Пущина, Вяземского, Баратынского. Актуальны и сегодня слова Пушкина о том, что «в свой жестокий век восславил он свободу и милость к падшим призывал». Он имел все основания утверждать:

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа…»

Рукотворный, каменный памятник непокорному, дерзкому, «слишком гениальному» поэту воздвигли, однако, только в 1880 г., в Москве. И тогда другой великий писатель, Ф. М. Достоевский, сказал: «Пушкин есть пророчество и указание… Пушкин унес с собою в гроб некую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем», При жизни же слишком много людей хотели скорее загнать его в гроб, его травил царь, травило пустое окружение — гнусными сплетнями, которые и привели к роковой дуэли с Дантесом. В январе 1837 г. «солнце русской поэзии закатилось» (слова В. Ф. Одоевского).

«На смерть поэта»откликнулсяМихаил Юрьевич Лермонтов(1814—1841): «Погиб поэт, невольник чести, пал, оклеветанный молвой». Лермонтову, «язвительному гению», суждено было во многом повторить судьбу Пушкина, достаточно типическую в «типических обстоятельствах». Вся поэзия Лермонтова («Мцыри», «Демон») наполнена байроновским по характеру протестом мятущегося гения, а роман «Герой нашего времени» — классическая зарисовка эпохи, в которой люди романтичные, искренние, с ясным видением мира оказывались «лишними».

«Горе от ума» грозило в той России каждому незаурядному человеку, этим и объясняется название самого известного произведения старшего современника Пушкина и Лермонтова,А. С. Грибоедова(1790/95—1829), самого недолго прожившего и убитого в Персии на дипломатической службе. Пушкин встретил гроб с телом «Грибоеда», как сказали сопровождавшие его местные крестьяне, на перевале Военно-Грузинской дороги, как бы приняв эстафету. Комедия «Горе от ума» была легально издана только в 1862 году через 38 лет после создания и 33 года после смерти автора. Имена многих грибоедовских героев (Молчалин, Скалозуб) стали нарицательными, многие афоризмы из комедии, как сразу предсказал уже Пушкин, прочно вошли в нашу жизнь («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Счастливые часов не наблюдают», «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»).

В форме басен с персонажами из мира животных обличал нравы современного ему общества Иван Андреевич Крылов(1769—1844). В период с 1804 по 1843 гг. он создал свыше 200 остросатирических басен. Сюжеты он брал в основном из Лафонтена (а тот — у Эзопа — вечные темы), но ни это, ни среда, в которой действовали его герои — мартышки, ослы, медведь, «рак да щука» не мешали узнавать русскую действительность. Так, первое заседание Государственного совета, созданного в 1810 году, было сорвано из-за того, что чиновники из его четырех департаментов никак не могли решить, кто должен сидеть ближе к императору. Откликом на это событие послужил знаменитый «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». А как часто приходится видеть, что воз, доверху нагруженный благими намерениями, «и ныне там». Тиражи басен Крылова уже при его жизни подходили к ста тысячам. Гоголь назвал их «книгой мудрости самого народа».

Николай Васильевич Гоголь(1809—1852) — величайший русский прозаик первой половиныXIXвека. Начав с «малороссийских повестей» («Вечера на хуторе близ Диканьки»), насыщенных фольклорным материалом, сочным, хитроватым народным юмором, Гоголь затем становился все более острым и саркастичным. Характерно, в этом смысле, что он издевательски назвал поэмой «Мертвые души» (1842), где он обличает аферы мелкого чиновника, болото обывательского помещичьего быта. Но есть там и действительно поэтические строки о «Птице-тройке», с которой он сравнивает Русь. Острой, ядовитой сатирой пропитан «Ревизор» Гоголя, трагедия маленького человека со смешным и ставшим нарицательным именем — Акакий Акакиевич — описана в повести «Шинель». Удивительной, единственной в своем роде литературой являются гоголевские «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В конце жизни, в 1848 г. писатель издал «Избранные места из переписки с друзьями», на которые обрушился «Неистовый Виссарион», Белинский, обвинивший его в отступничестве от писательского долга.

Нетерпимость, характерная для русской интеллигенции, находила выражение и в литературной полемике, доходящей, словами И. В. Кондакова, до «борьбы литературной критики с литературой». Между тем сам Гоголь писал, еще в 1841 г. (Аксакову): «Труд мой велик, мой подвиг спасителен… Я умер теперь для всего мелочного». Острые переживания, мучительные сомнения привели к тому, что Гоголь сжег второй том только что написанных «Мертвых душ» и вскоре в горячке умер.

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М. Достоевский, и это можно отнести ко всей русской литературе не только второй половины XIXвека, но и более поздней — к Булгакову, Зощенко, Набокову. Сразу вслед за Гоголем Россия дала миру еще целую плеяду великих писателей. Одним из первых в этом ряду идетИван Сергеевич Тургенев(1818—1883). Самым известным его произведением являются «Отцы и дети», где изображен не просто конфликт поколений, но и конфликт мировоззрений. Тургенев одним из первых уловил опасность надвигающегося на Россию нигилизма, от которого не будет пощады ни природе, ни людям, который ни от кого не станет «ждать милостей», а будет насаждать свои порядки, где нет уважения ни к человеческой личности, ни к культурным традициям. Грусть по уходящей России, ее уютному усадебному миру, вскормившему стольких поэтов, музыкантов, художников, проходит через романы Тургенева «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин». Довольно молодым писатель уехал из России, чтобы больше не вернуться.

Мрачный и страстный гений русской и мировой литературы — Федор Михайлович Достоевский(1821—1881). Все его творчество — это остропсихологически описанные столкновения сильных, мятущихся характеров («Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»), столкновение мечты и реалий жизни. «Тварь я дрожащая или право имею» провоцирует сам себя Родион Раскольников. Не менее мучителен в становившейся все более безбожной России вопрос: «Если Бога нет, то все дозволено?», «И неужели на место Богу придут Бесы?» По обвинению в антиправительственном заговоре Достоевский был приговорен к казни, отмененной после мучительного ее ожидания.

Эстафету Гоголя в едком осмеянии продажных чиновников и взращивающего их строя принял Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(1826—1889). В «Истории одного города» он выставляет не менее выразительную галерею градоправителей, чем Гоголь в своем «Ревизоре». Острой сатирой насыщены «Губернские очерки», «Пошехонская сторона», «Помпадуры и помпадурши», а также замечательные «Сказки» — о «Премудром пескаре», о «щуке, которая, молвивши это, так плеснула хвостом, что, как ни глуп был карась, и тот понял, что к чему». В «Господах Головлевых» показана деградация русского дворянства. Эта же тема блестяще раскрытаИ. А. Гончаровым(1812—1891) в романе «Обломов». С тех пор понятие «обломовщина» стала нарицательным. Гончаров выступил также бытописателем «Обыкновенных историй» русской жизни. Блестящим мастером в этом жанре был драматургАлександр Николаевич Островский(1823—1886). В трагической и трагикомической форме он изображает власть «Бешеных денег», горькую участь «Бесприданницы», показывает противостояние, в котором сходятся «Волки и овцы». Он показывает, как сложно из этого выбраться, особенно в провинции, но он предсказывает и «Грозу». «Лучом света в темном царстве» назвал «Грозу» Добролюбов. А. Островский — автор также сказки «Снегурочка», феерической, блестящей «Женитьбы Бальзаминова». Произведения А. Островского не сходят со сцены, многие из них экранизированы.

Были во второй половине XIXвека и прекрасные поэты. Какой русский человек не знает поэмН. А. Некрасова(1821—1878) «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», кто не сочувствует просителям, которых «швейцар не пустил, скудной лепты не взяв», «и пошли они, солнцем палимы», кто не согласится, что «есть женщины в русских селеньях… с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц», которые «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут». Некрасов сравнивает с женщиной, измученной, но гордой и стойкой, и поэтическую музу. В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» он описывает крестьянку, которую секут кнутом:

«Ни звука из ее груди

Лишь бич свистал, играя

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

«Муза мести и печали» звала устами Некрасова: «Иди к униженным, иди к обиженным, там нужен ты».

Поэтами-лириками были Ф. И. Тютчев(1803—1873) иА. А. Фет(1820—1892). Они воспевали природу, любовь, но при этом поэзия Тютчева еще и глубоко философична. Это — уже предвестие Серебряного века, короткого, но яркого периода русской культуры концаXIX— начала ХХ веков. В значительной степени к серебряному веку можно отнести и великогоЛ. Н. Толстого(1828—1910).

В стране, имеющей столь блестящих драматургов и актеров, в течение всего XIXвека на подъеме находился и театр. СценаМалого театра, открытого в Москве в 1824 г., была, словами Герцена, «высшей инстанцией в решении жизненных вопросов». Таким стал иАлександринский театрв Петербурге (1832). В началеXIXвека в Москве блистали актерыМ. С. Щепкин(1788—1863) иП. С. Мочалов(1800—1848), в Петербурге —А. Е. Мартынов(1816—1860), во второй половине века засверкал талантП. М. Садовского(1818—1872) и П. А. Стрепетовой(1850—1903).

Девятнадцатый век дал России и миру также великих композиторов. В начале векамузыкаразвивалась в русле требованийампира(от франц.империя), преследуя, после победы над Наполеоном, не только эстетические, но и идеологические, державные цели. К этому времени были упорядочены (еще при Павле) не только принципы престолонаследия, но и символы государственной власти — герб, знамя, императорский штандарт. При АлександреIсилуэт двуглавого орла полностью стал повторять тот, что был на знаменах Священной Римской империи — подчеркивая не только древность, но и преемственность. Потребовался и собственный Государственный гимн, вместо используемой в этом качестве архаичной мелодии Д. Бортнянского на слова «Коль славен наш Господь в Сионе». В 1815 г. появилась «Молитва русских» В. Жуковского, которая начиналась словами «Боже, царя храни» — по аналогии с английским «GodsavetheKing». Была использована поначалу и мелодия английского гимна — так появился новый гимн России, а позже новую мелодию к нему написалМ. Глинка.

Михаил Иванович Глинка(1804—1857) стоит у истоков и русской оперы, и русской, не заимствующей европейский стиль, инструментальной музыки. Классикой стали его оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Испанские увертюры», «Камаринская», «Вальс-фантазия», романс «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом».

Автором новаторских опер, где для создания образа использовались даже интонации голоса, был А. С. Даргомыжский(1813—1869). Им написаны оперы «Русалка» и «Каменный гость» на слова Пушкина, прекрасные романсы. Замечательные романсы (в числе которых знаменитый «Соловей», «Я вас любил», «Зимняя дорога» на слова Пушкина) написалА. А. Алябьев(1787—1851), свыше 200 романсов создалА. Е. Варламов(1801—1848), включая «На улице метелица метет», «Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова.

Новый взлет произошел в русской музыке во второй трети XIXвека. В 60-е гг.XIXвека сложилась «Могучая кучка», куда входили М. А. Балакирев, Цезарь Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Первоначально это был кружок, названный балакиревским по имени его создателя.М. А. Балакирев(1836—1910) — автор романсов, симфонической поэмы «Русь», «Восточной фантазии «Исламей». Романсы сочинял иЦ. Кюи(1835—1918), фортификатор по профессии, известный в мире музыки больше как ее пропагандист. Известным химиком былА. П. Бородин(1833—1887), что не помешало ему написать «Богатырскую симфонию», оперу «Князь Игорь», знаменитый романс «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина, романсы на темы богатырского эпоса («Спящая княжна», «Песня темного леса»).Н. А. Римский-Корсаков(1844—1908) — также приверженец национальной тематики, его основным жанром были оперы-сказки, среди которых пленительные «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко», широко известна также его «Царская невеста». Он же создал замечательные оркестровые произведения — «Испанское каприччио», сказочную «Шехерезаду», циклы романсов. Военный инженер по профессии, Римский был профессором консерватории, воспитавшимА. Глазунова, А. Лядова, Н. Мясковского. Мощным утесом выделялся в «Могучей кучке»Модест Петрович Мусоргский(1839—1881), автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», вокальных циклов «Детская», «Песни и пляски смерти», фортепиянного цикла «Картинки с выставки», ставшего музыкальной библией композиторов ХХ века — от Равеля, оркестровавшего его, до авангардистов и даже джазовых музыкантов.

Вершина русской музыки XIXвека —Петр Ильич Чайковский(1840—1939), вероятно, самый известный в мире из русских композиторов. Перенеся немало лишений и невзгод, он достиг высот трагизма в своей 6-й симфонии, но в целом его музыка носит удивительно жизнеутверждающий характер. Это и 1-й фортепианный концерт, одно из самых блестящих произведений мировой музыки, и скрипичный концерт, и опера «Иоланта» — подлинный гимн жизни и свету. К шедеврам Чайковского относятся и другие его оперы — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», прекрасные романсы, фортепиянный цикл «Времена года».

Россия по праву гордится также изобразительным искусством XIXвека, художниками и скульпторами. Начало века прошло в русскойживописипод итальянским влиянием, многие художники даже премировались годичной поездкой в Рим. Обладателем «Римской премии» былКарл Брюллов(1799—1852), автор знаменитой картины «Последний день Помпеи», написанной в академическом стиле. Его же кисти принадлежат прекрасные, «живые» портреты, особенно женские.

Замечательным портретистом был другой римский стипендиат, Орест Кипренский(1782—1836), сочетавший в своих картинахромантизмиреализм. Особенно известны его портреты Пушкина и Дениса Давыдова, героя Отечественной войны, он был и отличным рисовальщиком, а широту его интересов отмечал сам Гете. Прекрасный портрет Пушкина принадлежитВ. А. Тропинину(1776—1857). В романтической, несколько идеализированной форме он изображал также людей из народа («Кружевница», «Пряха», «Золотошвейка»). Поэтизация крестьянского быта присущаА. Г. Венецианову(1780—1847), автору картин «Весна. На пашне», «Гумно», «Захарка» иГригорию Сороке(1823—1864), происхождением из крепостных, художнику весьма своеобразному, не признанному при жизни.

Римским лауреатом был Александр Иванов(1776—1856). Он начал как мастер рисунка, тонких, буквально воздушных акварелей итальянской природы, но наиболее известным, программным его творением, итогом 20 лет работы стало огромное «Явление Христа народу», возле которого надолго останавливаются посетители Третьяковской галереи. В изображении библейского сюжета каждый из персонажей картины наделен индивидуальностью, психологической характеристикой, что придает ей достоверность, ощущение реальности происходящего. Подлиннымреалистом, одним из первых в русской живописи, былП. А. Федотов(1815—1852), художник трагической судьбы и трагического изображения жизни («Вдовушка», «Анкор, еще анкор», «Сватовство майора»).

Вторая половина XIXвека прошла под знаком деятельностихудожников-передвижников. Товарищество передвижных художественных выставок, разъезжающих по России и делающих искусство доступным народу, было организовано в 1870 г.И. Н. Крамским(1837—1887) при поддержке меценатаП. М. Третьякова(1832—1898), будущего создателя знаменитой галереи. В товарищество входили все значительные художники России той поры, в течение 70—80-х гг. им было организовано 48 выставок, представивших буквально все жанры живописи.

Продолжающийся поворот искусства к народу сделал очень популярным бытовойжанр. Картины бытовой и сельской жизни изображалиН. Ярошенко(«Повсюду жизнь»),В. Макковский, Г. Мясоедов, К. Савицкий, С. Иванов, С. Перов(«Тройка», «Чаепитие в Мытищах»),В. Поленов(«Московский дворик», «Все в прошлом»). Поленов писал также пейзажи и картины набиблейскиетемы. Библейские сюжеты присутствуют на картинахИ. Крамского, Николая Ге. У обоих есть также прекрасныепортреты. Мастерами портретного жанра былиКонстантин Маковский, ВасилийСуриков. Суриков — автор известнейших картин и наисторическиетемы («Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни», «Взятие снежного городка»). Былинно-исторические и сказочные сюжеты изображалВикторВаснецов(«Три богатыря», «Аленушка»). Историческая тема проходит через все творчество художника-баталиста Вас. Верещагина(«Апофеоз войны», «Ворота Тамерлана», серия «1812 год Наполеон в России»). «Апофеоз войны» изображает гору черепов, а «посвящена» картина «всем великим завоевателям — прошлым, настоящим и будущим».

Особое место в русской живописи стал занимать пейзаж, мастерами которого были Иван Шишкин(«Утро в сосновом лесу», «Рожь»),Архип Куинджи, создатель знаменитой, мерцающей волшебным светом «Ночи на Днепре» и не менее прекрасной, светлой, милой русскому сердцу «Березовой рощи»,Алексей Саврасов, который писал свою светлую, добрую картину «Грачи прилетели» в промежутках между периодами жестокого запоя,Иван (Ованес) Айвазовский(«Девятый вал»), тонкий мастер пейзажа, в том числе городского, проживший всего 23 годаФедор Васильев.

Патриархом русской живописи можно назвать Ивана Ефимова Репина(1844—1930). За долгую жизнь, охватившую также серебряный век и закончившуюся в эмиграции, в Финляндии, он создал шедевры буквально во всех жанрах — «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный, убивающий сына», поразительные портреты — Мусоргского, Стрепетовой, Толстого.

В 1880 г. в Феодосииоткрылась первая в Россиипубличная картинная галерея им. Айвазовского, в 1885 г. художникА. П. Боголюбов, внук Радищева, основал вСаратове художественно-промышленныймузей. В 1892 г. в Москве открыласьТретьяковскаягалерея, названная так по имени создателя, купца, который, приобретя богатейшее собрание русской живописи и скульптуры, распорядился, чтобы вход туда был открытым для всех ибесплатным. Другой меценат,А. А. Бахрушин, на основе своего собрания создаллитературно-театральный музей, носящий его имя. В 1898 г. в Михайловском дворце Петербурга был открытГосударственный Русский музей.

Значительные произведения были созданы и в русской скульптуреXIXвека. Победа в войне вызвала всплескмонументальной скульптуры. Неотъемлемым от облика Красной площади в Москве сразу же стал выполненныйИ. П. Мартосом(1754—1835) вклассическом стилепамятник ее освободителям —МининуиПожарскому. В стилепозднего русскогоклассицизматворил в ПетербургеИ. П. Клодт(1805—1867), создавший знаменитые конные группы наАничковом мосту, памятники НиколаюIперед Исааковским собором и Крылову в Летнем саду. Замечательные памятники создавалиА. М. Опекушин(1838—1923) — Пушкину на Тверской площади в Москве и Лермонтову в Пятигорске,В. О. Шервуд(1833—1897) — героям Плевны,М. О. Микешин(1835—1896) — «Тысячелетие России» в Новгороде. Прекрасные творениястанковой скульптурысоздавалиМ. А.Антокольский(1843—1902) — «ПетрI», «Иван Грозный», «Мефистофель», «Христос»,Г. С. Трубецкой(1866—1938). Многие произведения последнего постигла, уже после 1917 г., печальная участь — речь идет о памятниках императорам и императрицам.

Во второй половине XIXв. бурное развитие получилинародныехудожественные промыслы. На весь мир прославилисьхудожественные лакиПалеха, представившие массовый вариант икон. Палехские умельцы расписали Грановитую палату в Кремле, реставрировали древние киевские и болгарские фрески. Повседневную крестьянскую жизнь, сказочные пейзажи и сюжеты изображала лаковаяФедоскинская миниатюра. Еще более тяготели к народной эстетикеХохломская, Майданская, Городецкаяросписи. И сегодня — огромный спрос наДымковскую игрушкуиГжельскийфарфор и фаянс.

Русская архитектураXIXв. выражала себя в его начале в стилеампир, наиболее соответствующем общественным настроениям после победы над Наполеоном. В России, особенно Петербурге, ампир выступал как завершениеклассицизма. Часто говорят даже, чтоПетербург XIX в.это музейклассицизмаиампира. Ранние образцы ампира —Казанский собор(арх. —А.Н. Воронихин), новое зданиеАдмиралтейства (А. Д. Захаров),ансамбльБиржина стрелке Васильевского острова. Его архитектор —Ж. Тома деТоман, приехавший в 1799 г. в Петербург и оставшийся на всю жизнь в Северной Пальмире. Расположением и архитектурным обликом своего детища Томан блестяще решил двуединую задачу — соединения не только трех «центров» Петербурга, но и трех стилей — «голландского» (Петропавловской крепости), расстреллиевского барокко (Зимний) и строгого, величественного классического стиля Биржи и Адмиралтейства. Величественным было и огромное здание Казанского собора, которое сводило в единый ансамбль Невский проспект и площадь собора. В нем покоится прах М. И. Кутузова.

Вершина сияющего, победного русского ампира связана с именем Карла Ивановича Росси(1775—1849), также иностранного сына России. Первым его архитектурным опытом был Михайловский дворец, в котором ПавелIнадеялся обрести безопасность, но пал от рук заговорщиков всего 38 дней спустя. Оправившись от дурной славы, окружавшей дворец и позже, Росси спроектировал в центре Петербурга 13 площадей и 12 улиц, облицевал гранитом Неву, малые речки и каналы города, соединил их высокими арочными мостами, пропускающими морские суда. Ему удалось «превзойти все, что создали европейцы нашей эры».

Уже после этого Росси создал один из самых прекрасных ансамблей Европы, включающий здание, где позже разместился Русский музей, прилегающую Площадь искусствиОперный театр. В 1829 г. ему был доверен ансамбльДворцовой площади, который он решил в виде своеобразного «архитектурного театра» с величественной Александровской колонной и глубокой аркой, опоясывающей ее и увенчанной «Колесницей Славы» (скульптор —В. И. Демут-Малиновский). В 1829—1834 гг. Росси создал комплексСенатской площадисо зданиямиСенатаиСинода. «Лебединой песней» Росси стала улица, названная его именем, широкая (22 м), с огромными, высокими и длинными зданиями, выходящая еще на один шедевр архитектуры — Александровский театр. Вот тогда и сформировался окончательный облик «Пушкинского Петербурга», который можно видеть и сегодня.

Интересные архитектурные проекты были реализованы в начале XIXв. также вМоскве. О. БовепостроилТриумфальную аркуна нынешнем Кутузовском проспекте,Д. Жилярдиперестроил казаковский университет, сгоревший во время пожара Москвы 1812 г., он же спроектировалДомЛуниныху Никитских ворот,усадьбу Усачевыхна Яузе иимение Голициных «Кузьминки».

С 30-х гг. ансамблевое строительство вытесняется эклектикой, т. е. соединением разных, порой не подходящих друг другу стилей. Таковыми оказалисьИсаакиевский соборв Петербурге (арх.А. Монферран, который до этого задумал фигуру летящего ангела на Александровской колонне) иХрамХриста Спасителяв Москве (арх. К. Тон) в русско-византийском стиле. Более позднее выражение эклектизма в архитектуреXIXв. —псевдорусский стиль, присущий зданиюИсторического музеяв Москве (арх.В. Шервуд),Казанского вокзала (арх.А. Щусев), Верхним торговым рядам (ГУМ) на Красной площади (арх.В. Померанцев), зданиюТретьяковской галереи(В. Васнецов). Псевдорусский стиль был сознательным, продуманным соединением различных стилей, дававшим новый простор поискам, характерным уже для Серебряного века. Особенно большие возможности для этого предоставляю строительствоусадеб. Блестящий пример — «Терем» в Абрамцево под Москвой. Абрамцево, как и многие другие новые усадьбы, уже не дворянские, стало новым образцом «Культурного гнезда» — не только для его обитателей. Ее хозяин, богатый промышленник и меценатСавваМамонтов(1841—1918) поддерживал живописцев и скульпторов, в «Абрамцеве» подолгу жили и творили Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Серов, собирались образованнейшие люди. Меценатство вообще стало приметой Серебряного века. На поддержку другого промышленника —С. Т. Морозова, опирался МХАТ,М. Тенишева— организатор художественно-промышленных мастерских в своем имени Талашкино, музея старины в Смоленске.