logo search
Торосян_Культурология

Особенности культуры России после распада Советского Союза

Крах обещаний и надежд перестройки очень болезненно сказался на культуре России и других республик великого Союза. В условиях стремительного развала экономики не до культуры было как руководителям государства, так и простым людям. Нигилистические настроения по отношению к советскому прошлому и ко всему, что с ним связано, опасным образом включили в себя отношение к культуре, причем не только советской, но и культуре вообще. Крушение советских стереотипов и образование ценностного вакуума в условиях нецивилизованного рынка привели к тому, что туда хлынула самая низкопробная продукция — как зарубежная (жестокие боевики, порнография, «мыльные сериалы»), так и отечественная. Начав с песен про «Три кусочека колбаски», теперь дошли до почти философских коллизий — «Люби меня по-французски, если это неизбежно». С Запада стало проникать потребительское отношение к искусству, превращение его в бесконечные шоу, хотя наряду с этим стали гораздо доступнее прекрасные компакт-диски, художественные альбомы.

Стремительное падение интеллектуальных и эстетических запросов стало выражаться и в том, что первые страницы даже солидных газет завлекают сведениями о тусовках и скандалах разнообразных «звезд» и «звездочек», их разводах и любовных похождениях, в телевизионных передачах обычным явлением стали не только орфографические ошибки, но и обильный мат, а «Кудреватые митрейки и мудреватые кудрейки» (как сказал бы Маяковский) стали объяснять, что мат — это бесценное, неповторимое достояние русской культуры — культуры, которая дала миру величайших писателей, художников, композиторов, ученых, философов, педагогов.

Телереклама выдает за верх счастья шампунь и нижнее белье, предлагает поездки в Египет без посещения пирамид, а только с отдыхом на море. Весьма странными выглядят порой и религиозные беседы, нередко сдобренные откровенным шовинизмом. Не слишком вызывает доверие и внезапный поворот к религии недавних партийных функционеров. Не прекратились прочно вросшие в «совковый» менталитет «ожидание чуда», «идолопоклонство», «поиск врага», нетерпимость, мутирующие в новые, не менее опасные формы. О состоянии разброда в душах свидетельствует даже то, как долго и мучительно создавался текст гимна России, к которому пришлось привлечь в итоге автора гимна СССР С. Михалкова. Новая «национальная идея» не может появиться «по заказу».

Важнейшее значение в этих условиях имеет образование, адекватное мировым тенденциям и реалиям сегодняшней России, задачам, которые перед ней поставила жизнь, однако даже новый наплыв выпускников школ в вузы, после резкого спада в 90-х, также вызывает весьма неоднозначное ощущение. Снизилось качество знаний выпускников, далеко не всегда стимулом учебы является стремление к знаниям, много еще и весьма сомнительных вузов. Серьезные проблемы, и не только материальные, встают у молодежи в области досуга и отдыха.

Много десятилетий отгороженные от мира железным занавесом, мы входим в мир с большим трудом — с экономикой, ориентированной на сырьевой рынок, с утечкой умов, с высокой преступностью и коррупцией. Но даже в этих условиях Россия открывается миру и удивляющим его образом, заставляя вновь говорить о загадочной русской душе, о несгибаемости этой столько перенесшей страны.

Россия входит в мировую культуру, сохраняя свое лицо. Вновь стали создаваться прекрасные кинокартины, а фильм В. Звягинцева «Возвращение», победивший на Венецианском фестивале 2003 года, стал возвращением в элиту мирового киноискусства. Замечательно интересные передачи об искусстве по телеканалу «Культура» проводит диссидент, изгнанный в годы застоя, скульптор Михаил Шемякин, преображается, еще краше становится столица России (увы, став при этом и самым дорогим в мире городом). Свидетельством растущего авторитета России явилось и присуждение с промежутком всего в три года Нобелевских премий российским физикам (Жоресу Алферову в 2000 г., В. Гинзбургу и А. Абрикосову в 2003). Россия может общаться по телемостам с молодым, энергичным, не дающим популистских обещаний президентом, мы верим, что от нашего участия в выборах зависит состав и деятельность думы. Вновь, как и в пору Серебряного века, стали говорить о том, что молодая Россия могла бы стать ориентиром для всего раздираемого противоречиями, духовно уставшего мира. Если справится с «вызовом», перед которым стоит сейчас.