Образование и воспитание в античности.
В Древней Греции самым пренебрежительным отзывом было: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Слово «идиот» означало неуч, невежда. Серьезнейшим наказанием считалось лишение возможности образования. Так, например, поступили, по сведениям Плутарха, победители из Милета, запретив детям побежденных учиться грамоте и музыке. По свидетельству того же историка, в городах-полисах не прерывали учебу даже в период военных действий, как и во время Олимпиад. Когда умирал философ Анаксагор и горожане спросили, чем почтить его память, он согласился, чтобы в день его смерти не проводились занятия в школе.
Для античного образования характерно то, что в его основе обязательно лежала определенная философская концепция. Философами же она разрабатывалась, многие философы были основателями школ. Школу акусматиков(молчунов) возглавлял на о. СамосПифагор. Ее слушатели давали обет молчания на разные сроки — в их задачу входило вникать в слова учителя, вслушиваться в ритм природы, биение ее пульса, постигать гармонию мира. Ученики и учитель в этой школе начинали день с прогулки с целью «гармонизировать сознание». Затем, уже в храме, велось «преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходили совместные чтения с комментариями.
Основателем Академии(по названию рощи Академа, где проводились занятия) былПлатон,Аристотелембыл основанЛикей, а ученики его называлисьперипатетиками(от перипате — прогуливаться). Известен «Сад Эпикура» в Афинах, рассчитанный на совместную жизнь и занятия учеников. Любителями утренних прогулок были многие философы и впоследствии. Так, по прогулкам И. Канта жители Кенигсберга сверяли часы. Кант возобновил также традицию античных «философских бесед», участников которых подбирал заранее, в зависимости от заданной темы. Продумано было также число участников таких бесед, от трех до семи (по числу муз). Автор этих строк до сих пор под впечатлением «творческой мастерской», в которой он участвовал в 1994 г. на лоне природы под Варшавой, в «Мадралине» (от слова «мудрый»). Ее руководитель Джозеф Агасси построил работу (сознательно или просто естественным для философа образом) по распорядку, аналогичному пифагорейскому.
Обучение проводилось этими философами бесплатно, и неудивительно, что софисты, торговцы знанием, как они себя называли, вызывали суровое порицание. Известен случай, когда Демокрит выкупил из рабства Протагора, будущего знаменитого философа, пораженный его находчивостью и остроумием, и дал ему образование. В свое время Демокрит отпустил на волю всех своих рабов, считая рабовладение недостойным для философа (еще один пример философского отношения к жизни), а на деньги, унаследованные от отца, отправился в путешествие в страны Востока. За это он был судим в родном городе Абдера, до этого прославившемся, точнее ославившемся «процессом о тени осла» (см. Виланд М. История абдеритов). Демокрит был обвинен в растрате наследства (преступление, караемое смертной казнью). Однако обвинение было снято, когда философ в ответ на вопрос, что же он приобрел на эти деньги, ответил — «Знания»! Столь велико было уважение к образованию даже у черни. Характерно, что в число важнейших родительских обязанностей в Греции входило дать образование своим детям — если она не выполнялась, то закон освобождал наследников от обязанности заботиться о таких родителях. В целом образование входило в ведение государства.
Важной составляющей античного образования было нравственное воспитание. Когда философа Ксенофона спросили, чему же он научил своих учеников, он сказал: «Добровольно выполнять то, к чему других принуждает закон». При всех различиях школ, их принципов и конкретных педагогических приемов, они реализовывали концепцию воспитания гармонически развитой личности — совершенной физически, умственно, художественно, морально — идеала пайдейи. Философ ХХ в., М. Хайдеггер, большой знаток античности, объясняет смысл понятия «пайдейя» (от пайд — ребенок) следующим образом: «взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности соответственно собственной природе». Пайдейя органично сочетала в себе образование и воспитание, далеко выходя за пределы простого обучения.
Руководящим принципом пайдейи была идея природосообразногообразования. Так, Демокрит, расценивая воспитателя как ваятеля, который лепит и формирует ученика, подчеркивал, что его руками действует природа, так как человек — это частичка природы, микрокосм. Идеи Демокрита о роли трудового воспитания, семье как нормативном образце актуальны и сейчас. Процесс образования, подобно работе скульптора — тяжкий, но благодарный, целенаправленный труд. Пифагор исходил из того, что «правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя», а «всякое изучение наук и искусств может достичь цели, лишь если оно добровольно».Сократсчитал право на образование одним из наиболее соответствующих природе человека. Он говорил: «Могучие духом… если получат образование… становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, опасными». Цель образования, поПлатону, «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Разностороннее образование он считал необходимым для всех слоев общества. И Платон, иАристотельпризнают необходимость государственного общественного воспитания.
Основу античного образования составляли семь свободных искусств— арифметика, геометрия (с элементами географии), астрономия, музыка, а также грамматика, риторика, диалектика (философия). В римскую эпоху первые четыре объединялись вквадривиум(отquattro— четыре), следующие три составляли «тривиум». Они считались обязательным фундаментом образования и преподавались уже втривиальных, обычных школах. Начальное образование давали в Грециимусическиешколы (от 7 до 14 лет), в которых занятия велидидаскалы(отсюда и «дидактика»). Вгимнастическихшколах, илипалестрахучились дети 12—16 лет. Вершиной же образования былифилософскиешколы.
Своеобразным венцом греческой науки и образования, уже в эллинистическую эпоху, стал Мусеум, основанный в АлександрииПтолемеем II(308—246 гг.). Среди его преподавателей были Архимед, Эвклид, Эратосфен, там хранилось огромное (около 50 тысяч к 250 г. до н. э.) число рукописей. Главной формой обучения в нем были лекционные занятия. Крупнейшая в мире библиотека также находилась в Александрии. Александрия послужила мостом к уже следующей,римскойстадии античной культуры.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение