logo search
Торосян_Культурология

Китайская мифология

Специфические особенности китайской культуры отчетливо проявляются и в мифологии. Оказав огромное влияние на художественную культуру (живопись, музыка, архитектура), китайская мифология значительно менее отражена в словесном искусстве, письменных источниках. Ряд исследователей связывает этот необычный факт сэвгемеризацией(историзацией) мифических персонажей, которые, под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности» (Мифы народов мира. В. 2-х т. М., 1980. С. 652). Китайская мифология реконструируется по фрагментам древних историко-философских сочинений — «Шу-цзин»,XIV—XIвв. до н.э., «И-цзин» (VIII—VIIвв.), «Чжуан-цзы» (III—IIвв.). Наибольшее количество мифологических сведений можно извлечь из трактата «Шан-хай цзин» (Книга гор и морей.IV—IIвв. до н.э.), а также поэзииЦюй Юаня(IVв. до н.э.).

В мифологической картине мира, возникшей задолго до даосизма и конфуцианства, значительная роль (как и в других восточных мифологиях) отведена первоначальному хаосу(Хунь-тунь). Судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит водная стихия. Признаки нерасчлененности (сросшиеся ноги, зубы) обнаруживаются и у ряда мифических первопредков. Согласно трактату «Хуайнянь-цзы», когда не было еще ни неба, ни земли, в кромешной тьме блуждали бесформенные образы, из которых возникли два божества. (Там же.). Земля и небо были перемешаны, подобно содержанию куриного яйца, их отделение же шло по мере ростаПань Гу, с которыми связывается происхождение явлений природы: его вздох рождает ветер и дождь, выдох — гром и молнию, открывает глаза — день, закрывает — ночь. После смерти Пань Гу его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы — в деревья и травы, паразиты на его теле — в людей. Таким образом, в китайской мифологии, как и во многих других, мир уподобляется человеческому организму.

Сам Пань Гу не творит мир, но есть в китайской мифологии и прародительница мира — Нюй-Ва. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод. Скорее всего, образы Пань-Гу и Нюй-Ва возникли в разных областях древнего Китая. Более широко распространено предание о героеФу-Си, прародителе, первопредке китайцев. Он изобрел рыболовные сети, научил людей охоте, приготовлению пищи на огне. Будучи первоначально культурным героем племении, тотемом которого являлась птица, Фу Си представлялся как человекоптица, а уже позже, в процессе формирования общекитайской мифологической системы изображался вместе с Нюй-Ва в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетенными (что символизирует супружескую связь) хвостами дракона. Достаточно рано (XIвек до н.э.) в китайской мифологии выделился и верховный богШанди, и тогда же возникли представления о прямой связи божественных сил и земных правителей.

В китайской мифологии, как и многих других, все в мире находится в движении и постоянных изменениях в результате столкновения противоположных, но и единых сил — СветаиТьмы. Есть в китайской культуре и миф о всемирномпотопе, и есть основания предполагать, что он не заимствован, а родился самостоятельно, вероятно, в сходных обстоятельствах. Есть представление, также архетипическое, омировой оси, или мировом древе. В одних мифах это просто лестница от земли к небу (которые не сразу отделились), в других представления о космической вертикали выражены образом солнечного дерева — фусан (букв. «поддерживающее тутовое дерево»).

Важное место в китайской картине мира занимают представления о пяти звездных дворцах— срединном, восточном, южном, западном и северном, каждому из которых соответствовал свой символ (соответственно, «Великая единица», «Зеленый дракон», «Красная птица», «Белый тигр», «Темная воинственность»). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием и графическим изображением. Звезды считались местом обитания богов и духов или, по крайней мере, их воплощением. Мир же земной — это прежде всего горы и реки, с соответствующими божествами и духами. Среди божеств стихий и явлений природы наиболее архаичен бог громаЛэй Гун. Обращает на себя внимание, что понятие «удар грома» (чжэнь) этимологически связано с понятием «забеременеть», в чем можно видеть реликты древнейших представлений (Там же. С. 654). Особое место в китайской мифологии занимают образы идеальных правителей древности, особенноЯои его преемникаШуня.

На рубеже нашей эры происходит просачивание древних мифологических представлений в даосизм, все более приобретавший черты религии. Происходит трансформация многих мифологических божеств и героев, в частностиХуан-дирассматривается как покровитель даосизма, а богиняСи-ван-му — не как страшная владычица Запада, насылающая кары и смерть, а как хозяйка плодов бессмертия, растущих на волшебном персиковом дереве в ее саду (связь древа жизни с женским божеством также архетипична и прослеживается в самых различных мифологиях мира). Со временем даосистский пантеон богов насчитывает тысячи бессмертных святых, духов, героев, персонажей «низшей мифологии». Старинные китайские сюжеты проникают и вмифологию буддизма, все более утверждавшегося (в адаптированной форме) в Китае. Наконец, большое распространение получила так называемаянароднаямифология, или религия, принявшая весьмасинкретическийхарактер, то есть соединявшая весьма разнородные и подчас противоречивые элементы.