logo search
Т

Раздел V. Социально-культурные технологии

Мы действительно исходим из того, что образование в современныхусловиях - это единственная социокультурная технология, которая мо­жет обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее.

Учеными подмечено, что педагогическая практика вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники. Еще А.С. Мака­ренко неоднократно указывал на общее между педагогом и актером, имея в виду общность их некоторьгх профессиональных умений. В свою очередь, педагогическая практика содержит в себе ряд элементов, кото­рые составляют частичное содержание профессионатьного мастерства ряда других, в том числе социально-культурных, по сути, профессий -тренера, менеджера, политика и других.

Само структурирование содержательного материала в боль­шинстве социально-культурных технологий производится по пе­дагогическим канонам: обозначаются основные педагогические категории, указываются ключевые профессиональные, педагоги­ческие, по существу, умения и навыки менеджеров, тренеров, тех­нологов, режиссеров, обеспечивающие педагогическое решение той или иной проблемы или вопроса, предлагается некоторый на­бор учебных средств, а далее выдерживается педагогическая ло­гика характерного для многих социально-культурных общностей студийного обучения

Примечательно, что многие понятия и термины, присущие об­разовательной практике, в педагогический инструментарий соци­ально-культурных технологий вводятся неоднократно. Особенно это относится к рекреационным, игровым, реабилитационным, творчески развивающим технологиям. В подобной повторяемости заключается определенная закономерность. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базиру­ется на интегральных, выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах.

Будучи фундаментальными, они приобретают базовое значе­ние, и поэтому в практическом решении многих возникающих в социально-культурной среде проблем педагогические понятия и категории многократно выдвигаются как объект обязательного внимания и предмет упражнений (тренинга),

446

447

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В Законе РФ «Об образовании» оно характеризуется как целе­направленный процесс и результат воспитания и обучения в инте­ресах личности, общества и государства, сопровождающийся кон­статацией достижения человеком определенных государством об­разовательных уровней. Следовательно, рассмотрение современ­ного образования с позиций социально-культурной парадигмы, распространяемое сегодня на процессы развития, воспитания, обу­чения людей всех возрастов и категорий, нуждается в более глубо­ком, системном анализе и обобщении. Тем не менее, можно ут­верждать, что с этой парадигмой в образование и образовательные технологии во многом привносится качественно иное, неизмеримо обогащенное содержание, иной педагогический менталитет, иное поведение и взаимодействие субъектов, участвующих в различных сферах общего, дополнительного, профессионального образова­ния.

В Федеральной целевой программе «Культура России: 2001-2005 го­ды» значительное место отводится развитию профессионатьного об­разования, выявлению и поддержке молодых дарований.

Создание в рамках этой программы банка образовательных техноло­гий предусматривает разработку базового методического комплекта к Государственным образовательным стандартам, разработку и реализа­цию программ «Экспериментальные образовательные технологии» и "Дистанционное образование», создание необходимых условий для мо­дернизации деятельности федеральных образовательных учреждений,

Меры по стимулированию творческого потенциала молодых ученых, включая проведение общероссийских и зарубежных твор­ческих конкурсов на получение грантов и премий, несомненно, принесут положительные результаты.

Сущность образовательной технологии: понятия и составные части

Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной техноло­гии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактиче­ском), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (техно­логически микроструктурном). Актуальность и объективная зна­чимость социально-культурного подхода к анализу и оценке обра­зовательных технологий обусловлены стоящей перед образова-

448