logo
Т

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

достижениями в учебном и профессионально-творческом тру­де1.

В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников соци­ально-культурных процессов - особое место занимает подсис­тема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, пред­полагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, ааьтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различ­ных видов социально-психологического инструментария мы по­лучаем также возможность отслеживания и диагностики процес­сов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаи­мопроникновением различных направлений социально-культур­ной деятельности в масштабах отдельно взятого социума - го­рода, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового колектива.

С точки зрения психологии и педагогики, исходной для чело-векоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимоза­меняемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например. семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции ин­дивидуальной и коллективной социально-культурной деятельно­сти в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициа­тиву и творчество.

Исторически творческий потенциал рода воплощается не в са­мих по себе готовых продуктах человеческой деятельности - ве­щах и идеях, а в порожденных ею проблемах, предметными носи­телями которых служат эти продукты. Благодаря этому через со-

Торренс П. -Шпалинский В.В. Психология менеджмента. - М: Изд-во УРАО, 2000. -С.65.

113

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

держание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и непроявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности. Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связан­ ную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутрен­ них соотношений и компонентов, экспериментирование с ними, опробование возможных способов преобразования предметных

ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребенок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач,которые ставят перед ним партнеры по сотрудничеству, инициативно выдвигает новые цели и проблемы.

Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку

через усвоение общественно выработанных норм и предписаний.

Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколен- ной передачи.

В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициатив-

ной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рас-

сматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши.

К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения ши-

рокого круга особых словесных произведений, в которых смысл

как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически уко-

ренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.),

они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей.

В восточно- и западноевропейской культурной традиции «пе­ ревертывание» издревле выступало как мощное средство расши­ рения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей Особое место оно занимает в жизни современного ребенка- дошкольника. Дети сравнительно рано приступают к самостоя- тельному конструированию перевертышей, затевая на их основе своеобразные «умственные игры» со взрослым.

Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский свя-

зывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и

назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества pea-лизма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании

«нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как не-

что комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой

114