logo
Т

Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

ют государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению.

Охрана, содержание и использование культурного достояния народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации и законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохра­нению, развитию и распространению культуры, а также сама дея­тельность государства в области культуры.

К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: вы­явление, изучение, охрана, реставрация и использование памят­ников истории и культуры; художественная литература, кинемато­графия, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архи­тектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства: художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любитель­ское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирова­ние, книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распро­странением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распростра­нения культурных ценностей, эстетическое воспитание, художествен­ное опробование, педагогическая деятельность в этой области: науч« исследования культуры, международные культурные обмены: сходство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространение и освоения культурных ценностей, иная деятельность, в результате которой создаются,,, распространяются и осваиваются культурные ценности

В «Основах законодательства Российской Федерации о куль­туре.» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым "разом каждого гражданина независимо от национального и социаль­ного происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, об­разования, профессии или других обстоятельств (ст. 8).

70

71

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

В этом важном государственном документе раскрыто емкое содер­жание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интере­сами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в облас­ти культуры; его права на создание различных организаций, учреж­дений, предприятий и общественных объединений в области куль­туры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гума­нитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу ре­зультатов своей творческой деятельности (ст. 10-11, 13-17).

По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная дея­тельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действи­тельность.

Социально-культурная деятельность рассматривается нами как ро­довое понятие. «Социум», «культура», «деятельность» определяют ис­ходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное», «культура», «куль­турное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и тер­мин (деятельность».

Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, по­ступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характери­зующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В об­щесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообуслошгены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реали­зации социальной активности, поскольку «сущность человека значитель­но богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельно-

сти»1. В то же время деятельность всегда носит целесообразно организо­ванный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.

Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считаю­щего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие»". Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обо­гащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценно­стей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств лич­ности выражается через деятельность, непосредственно с ней свя­зана. Социальная активность значительно шире социальной дея­тельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предше­ствующий деятельности процесс — образование источника напря­женности, осознание необходимости действия, формирование соответ­ствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (само­управление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристи­ками, поскольку является специфической формой именно человеческой

деятельности.

Психологи и социологи выделяют понятия поведения и деятель­ности. Поведение представляет собой цепочку относительно самостоя­тельных, автономных, обособленных, часто совершенно случайных поступков. В этом отношении деятельность, напротив, выглядит как целенаправленная, соответственно организованная последовательность определенных операций. Такой целенаправленностью и последователь­ностью отмечена любая культурная деятельность личности или группы, связанная с созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей. Именно сознательно поставленная цель при-

1 Буева Л.П. Деятельность и общение. - М., 1978. -С.49.

Мансуров Н.С. Активность личности в социалистическом обществе. -М, 1976 -С 40.

72

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Щ раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

водит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой чело­веку предстоит действовать, выбор способов и средств достиже­ния цели определяют последовательность действий личности в со-ци&чьно-культурной сфере.

Таким образом, понятие «деятельность» приобретает два осново­полагающих признака: 1) конкретную предметную направлен­ность, в ходе которой определяются цель, программа действий, последовательность предстоящих операций; 2) совершение управлен­ческого (самоуправленческого) действия, подразумевающего организа­цию самого процесса деятельности. Этими качествами обладают обе разновидности социально-культурной деятельности: ^профессиональ­ная деятельность специалистов отрасли культуры, их главное профессиональное занятие, отвечающее определенным требованиям и нормативам; 2) непрофессиональная, любительская культурная деятельность, которая предполагает творческое саморазвитие, самоут­верждение, самореализацию личности и осуществляется в часы досуга, что дает ряду авторов обоснованно называть ее культурно-досуговой.

Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погру­женным во множество конкретных видов деятельности, которые разли­чаются, прежде всего, своим предметным содержанием, обусловлен­ным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личност­ной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправлен­ность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движе­ние деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит дейст­вовать, выбор способов и средств достижения цели определяют по­следовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятель­ности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, раз­вивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активно­стью, связанной с сохранением, созданием, распространением и ос-

воением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, пра­вилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. {Именно поэтом^' правомерно выделить два параллельно функциони­рующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности - профессиональную (основную, производ­ственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную со­циально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добро­вольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена на­ционально-этническими, региональными особенностями и традициями Она характеризуется многообразием видов на базе общекулътурных, художественных, познавательных, политических, социальных, быто­вых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Нельзя сказать, что существовавшая на протяжении многих деся­тилетий государственная сеть учреждений культуры, искусства, спорта, досуга и развлечений не обеспечивала такого многообразия Но с активным вторжением негосударственного, коммерческого сек­тора на рынок социально-культурных услуг резко возросла их вариа­тивность; бизнес и предпринимательство открыли массу новых воз­можностей для институциональных и неинституциональных форм, свободного выбора досуговых занятий, связанных с рекреацией, са­моразвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздо­ровлением на основе интересов и потребностей человека

Перечисленные свойства и черты социально-культурной дея­тельности могут быть значительно дополнены, иначе классифици­рованы, но именно они определяют ее назначение

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктив-но-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятель­ности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художествен­ной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, напри­мер, для участника самодеятельного коллектива освоение азов ис-

74

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

кусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать сле­дующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродук­тивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. По­ведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное про­явление активности, своего рода реакцию на определенную ситуа­цию, часто без предварительно поставленных целей, схемы дей­ствий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятель­ность, носит сугубо личностный характер, по существу, это две сторо­ны социально-культурной активности человека. Деятельность и пове­дение являются проявлением сущностных свойств личности, ее актив­ности.

Здесь необходимо сделать немаловажное уточнение. Традиционно считалось, что человеческая деятельность - это всегда деятельность со­зидательная, а не разрушительная, труд во благо, а не во зло другим лю­дям и самому себе. Между тем это не так. Памятники культуры не только создаются людьми, но и разрушаются ими же. Духовная деятельность -источник не только возвышенных идей и хитроумных изобретений, но и лжи, коварства, предательства, человеконенавистничества. Достижения культурной деятельности, начиная с каменного топора первобытного человека и кончая космической техникой, часто служили преступным замыслам и становились орудием разрушения, а не созидания. Стало быть, человеческую деятельность по ее конечным, этическим результа­там можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, под­линно культурную деятельность, нацеленную на созидание, сохранение, распространение культурных ценностей, и деструктивную, разруши­тельную, антикультурную деятельность, цель которой - уничтожение культурных ценностей и утверждение антиценностей. Это деление чело­веческой деятельности назовем гуманистическим, поскольку в его основе лежат сугубо этические критерии.

В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соот­ношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б.

ф Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Да­выдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общест­венной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в опреде­ленных рамках содержание деятельности.

Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрель­цова, по мнению которого социально-культурная деятельность базиру­ется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркива­ет он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по ор­ганизации общения представляет собой одновременно и науку, и ис­кусство .-

Общение, потребность в общении являются доминантой дейст­вий человека, существенным качеством человека на всех истори­ческих этапах его эволюции, проявлением определенной культуры общества.

Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начи­нающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта.

Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице

Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими фактора­ми. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо разли­чать целенаправленные усилия общества и его различных социаль­ных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспита­ние), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к

См.:Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М, 1991.

77

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность